Санкт-Петербургский Литературный Гид + НОВОСТИ (3 шт)
октябрь 2018 # 1(1225)
******************
Дорогие коллеги, Литгид теперь живёт вот тут http://isvoe.ru/spblitgid/. Там постепенно должен появиться и архив до 1999 года (пока только до 2005 вниз). Тем и ценно.
******************
СПбЛитГид
Большое спасибо за материальную помощь Дмитрию, Илье, Елене, Сергею, Анаит, Александру, Марии, Михаилу, Леониду, Дмитрию и Олегу. Помочь: Сбербанк Виза 4276 5500 6992 6346 Суховей Дарья Алексеевна
03.10.18 среда 18:30 Музей Ахматовой (Вход с Литейного, 53) 120 руб.
Павел Финн. «Но кто мы и откуда. Ненаписанный роман». Презентация книги Павел Финн. «Но кто мы и откуда. Ненаписанный роман». Геннадий Шпаликов, Илья Авербах, Евгений Габрилович – объяснение в любви» (Редакция Елены Шубиной. Издательство АСТ. Москва. 2017). Павел Финн – автор сценариев к шестидесяти художественным, телевизионным и документальным фильмам. «Миссия в Кабуле», «Объяснение в любви», «Всадник без головы», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского», «Закат», «Миф о Леониде», «Подарок Сталину», «Роль» и многие другие… «Но кто мы и откуда» – неожиданное соединение воспоминаний и прозы. Жизнь и кино. Послевоенная Москва, легендарный ВГИК шестидесятых годов – Геннадий Шпаликов, Андрей Тарковский, Лариса Шепитько… Киносъемки и путешествия – от Средней Азии и Алтая до Ялты и Одессы, Еревана и Тбилиси… Замечательные люди – Илья Авербах и семья Габриловичей, Белла Ахмадулина, Отар Иоселиани, Сергей Параджанов… Вечер ведет Борис Мессерер.
[музей]
03.10.18 среда 18:30 Российская национальная библиотека (Садовая ул., 18)
Презентация книги «Путешествие на берег Маклая» (М., 2018 г.).
Книгу представит автор — исследователь, писатель, потомок и полный тезка ученого Николай Николаевич Миклухо-Маклай. Под руководством Николая Николаевича, являющегося директором Фонда им. Миклухо-Маклая, осенью 2017 года была организована экспедиция по следам великого путешественника. Наследник знаменитой фамилии вместе с ведущими учеными России отправился в места, где в XIX веке жил и работал его предок, встретился с потомками местных жителей, знавших его. Увлекательный материал экспедиции лег в основу создания книги. Из книги «Путешествие на Берег Маклая» 2018 года читатели узнают об истории, на века связавшей Россию и Папуа-Новую Гвинею и получившей неожиданное продолжение. Иллюстрированное редкими фотографиями издание рассказывает о том, как участники экспедиции побывали в мире, где странным образом соседствуют явления каменного века и мира новейших технологий.
[рнб]
03.10.18 среда 18:30 Музей-квартира Зощенко (Малая Конюшенная, 4/2-119)
Лекция специалиста по ЭВР ГЛМ «ХХ век» Юлии Игоревны Кузнецовой «Михаил Зощенко и психологическая наука».
[музей]
03.10.18 среда 19:00 НИУ ВШЭ (наб. кан. Грибоедова, 123)
Студент_ки образовательной программы «Филология», совместно с Кафедрой сравнительного литературоведения и лингвистики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, представляют серию поэтических чтений «Беспокойство языка». Каждый месяц мы будем встречаться в университете и слушать тексты приглашенных поэтесс и поэтов, после чего совместными усилиями пробовать говорить о приемах современной поэзии и скрытых возможностях письма, о легитимности академических практик вторжения в поэтический текст и методах взаимодействия с ним. Наша первая гостья: Галина Рымбу (Украина, Львов) — поэтесса, литературная критикесса, кураторка, активистка. Родилась в 1990 году в Сибири (Омск). Закончила Литературный институт им. Горького в Москве. Изучала социально-политическую философию в магистратуре Европейского университета в Санкт-Петербурге. Кураторка и соучредительница поэтической Премии Аркадия Драгомощенко, одна из организаторок семинара, посвященного феминистской литературе и теории «Ф-письмо». Участница международных проектов, конференций и фестивалей. Стихи переводились на английский, немецкий, испанский, шведский, итальянский, польский, латышский языки и публиковались в журналах «Новое литературное обозрение», «Воздух», «Транслит», «Сноб», The White Review, Berlin Quarterly, Music&Literature и др. Авторка поэтических книг «Передвижное пространство переворота» (М.: Арго-риск, 2014), White Bread (в переводах Джонатана Брукса Платта; NY.: After Hours LTD, 2016), «Время земли» (Харьков: kntxt, 2018), Kosmiskais prospekts (Латвия, Ozolnieki: Literature Without Borders, 2018).Набережная канала Грибоедова 123, аудитория 401 Вход свободный по обязательной предварительной регистрации (для гостей без аффилиации с НИУ ВШЭ): https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSc399KQZZJ3SoTrhhN87tsLX27_GoQTVhWSy2kKjo7IDdlhtA/viewform
[соб. инф.]
03.10.18 среда 19:00 Буквоед на Невском, 46
Екатерина Вильмонт презентует свой новый, 40-ой по счету, роман – «Дама из сугроба». Книга Екатерины Вильмонт «Дама из сугроба» – это новые остроумные наблюдения мастера житейской прозы за самыми обыкновенными чудесами нашей жизни. Ее произведения любят за динамичные, захватывающие сюжеты и простой, яркий язык.
[буквоед]
03.10.18 среда 19:30 Порядок слов (Фонтанка, 15)
Презентация книги Бориса Дубина «О людях и книгах», вышедшая в издательстве Ивана Лимбаха. В презентации примут участие Антон Дубин, поэт Сергей Стратановский и старший научный сотрудник Российской национальной библиотеки Дмитрий Равинский. Будет прочитан новейший текст Ольги Мартыновой (поэта, прозаика, литературоведа) о роли Бориса Дубина в российской и мировой культуре. Также прозвучат голоса тех, о ком думал, говорил и писал Борис Дубин, в том числе на страницах «О людях и книгах». В книгу вошли рецензии, статьи, эссе, некрологи, расшифровки и тезисы устных выступлений Бориса Владимировича Дубина 1990 — 2010-х гг., а также высказывания о нем самом — социологе, переводчике, поэте. Ряд текстов публикуется впервые. В книге собраны заметки Б. В. Дубина о Пауле Целане, Вальтере Беньямине, Эмиле Чоране, Чеславе Милоше, Анатолии Гелескуле, Юрии Леваде, Григории Дашевском, Елене Фанайловой, Олеге Юрьев, Михаиле Айзенберге и многих других его многолетних собеседниках.
[порядок]
04.10.18 четверг 19:00 Новая сцена Александринского театра (Фонтанка, 59А/ Пл. Островского, 2)
на Новой сцене Александринского театра состоится презентация нового независимого издания о культурной жизни Петербурга К.Р.А.П.И.В.А. На встрече состоится презентация нулевого и первого номеров нового независимого издания о культурной жизни Петербурга КРАПИВА. Так, сложилось, что в нашем пятимиллионном мегаполисе нет ни одного профильного издания по искусству. КРАПИВА решила восполнить этот пробел, выступив одновременно инструментом культурной критики и катализатором разного рода независимых, социально-вовлеченных, некоммерческих культурных практик. В рамках презентации состоится дискуссия, на которой редколлегия журнала вместе с приглашенными участниками культурного процесса Петербурга предложит поговорить о текущей ситуации в петербургском искусстве, можно ли сегодня говорить о нем как о чем-то едином и особенном, отличном от московского или екатеринбургского? Также на дискуссии планируется обсудить цели и задачи культурной критики, дефицит которой столь ощутим в нашем локальном контексте. Планируемая дискуссия – это первый шаг к картографированию культурного поля Петербурга, выведение в свет его слепых пятен: разного рода полу-публичных и контр-публичных институций, самообразовательных инициатив и активистских практик. Участники дискуссии:
Петр Белый, Александра Генералова, Маша Данцис, Глеб Ершов, Алла Митрофанова, Станислав Савицкий, Елена Юшина, редсовет КРАПИВЫ: Анастасия Вепрева, Дмитрий Виленский, Максим Евстропов, Катя Иванова, Марина Исраилова, Анастасия Котылева, Лизавета Матвеева, Роман Осминкин, Георгий Соколов. Вход свободный, по регистрации: https://newstage.timepad.ru/event/820826/
[новая сцена]
04.10.18 четверг 19:00 Буквоед на Невском, 46
Эдуард Овечкин представит свою новую книгу «Норд, норд и немного вест». Создатель культовых флотских баек «Акулы из стали» впервые замахнулся на крупную форму и написал трогательную, искреннюю и настоящую повесть о любви и, конечно же, подводниках. На встрече автор поделится творческими планами, расскажет очередную порцию удивительный историй, ответит на все интересующие собравшихся вопросы и оставит памятные автографы.
[буквоед]
04.10.18 четверг 19:30 Порядок слов (Фонтанка, 15)
в Порядке слов начинается цикл лекций Татьяны Львовны Никольской «Театрализация жизни и авангардное поведение. Россия/Грузия, первая половина XX века». Тема первой лекции — «Стиляги и стилевики: к истории одной ленинградской субкультуры». Никольская Татьяна Львовна — (род. 2 июня 1945, Ленинград) — литературовед, библиотекарь, мемуаристка, исследовательница русского авангарда. Окончила филологический факультет Ленинградского университета. Публикует научные работы с 1967 г., когда ею совместно с мужем Л. Н. Чертковым была осуществлена первая за более чем 30 лет публикация стихов Константина Вагинова. Никольская — специалист, главным образом, по русской поэзии и прозе 1910-1930-х гг. (Софья Парнок, Сергей Нельдихен, Леонид Добычин, Игорь Терентьев, Илья Зданевич, Александр Туфанов, Юрий Марр и др.), а также по русско-грузинским литературным связям первой трети XX века. Ею подготовлены первые или наиболее полные издания этих авторов. С середины 1990-х гг. публикует также мемуарно-исследовательские этюды о своих современниках.
[порядок]
04.10.18 четверг 19:30 Все свободны (Мойка, 28/Волынский пер., 4, второй двор)
Встреча с автором и презентация нового романа Упыря Лихого «Славянские отаку». Модератор встречи — издатель и писатель Вадим Левенталь. Упырь Лихой — псевдоним молодого петербургского писателя, прославившегося повестью «Толерантная такса» и многочисленными рассказами. Упыря Лихого называют главным сатириком современной русской литературы после Пелевина и автором самых смешных книг, написанных по-русски за последние годы. «Славянские отаку» — новый роман писателя, в котором исследованию и высмеиванию подвергаются феномены маргинальной сетевой культуры.
[вс]
04.10.18 четверг 20:00 Ионотека (Лиговский пр., 50, корп. 16)
Bang bang poetry. 3 сезон, 2 отборочный тур.
[ионотека]
05.10.18 пятница 15:00 Смольный институт (Галерная ул., 58-60)
в рамках семинара «Экономика и культура» состоятся выступления Моники Феррандо (Рим, Италия) «Аркадия как политическая парадигма» и Джорджо Агамбена (Рим, Италия) «Действие и жест». Программа 15:00 — МОНИКА ФЕРРАНДО «АРКАДИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА» Исследование Моники Феррандо проливает новый свет на некоторые основополагающие понятия нашей политической традиции: прежде всего, такие как nomos, закон, которому в опровержение шмиттианской интерпретации возвращено его изначально музыкальное значение, но также – и в не меньшей степени – иная природа отношений между городом и территорией, которая радикальным образом ставит под вопрос главенство афинского полиса. Именно в тот момент, когда западная политическая традиция переживает кризис, из которого, по видимости, нет выхода, вновь открыть Аркадию означает попытку помыслить 16:15-16:30 – кофе-брейк 16:30 — ДЖОРДЖО АГАМБЕН «ДЕЙСТВИЕ И ЖЕСТ» Основываясь на результатах недавнего исследования Джорджо Агамбен рассмотрит вопрос о примате понятия действия в западной политике и этике. От Аристотеля до Ханны Арендт первостепенность понятия праксиса (которое латиняне переводили как actio) никогда не подвергалась серьезному пересмотру. Проведенное археологическое исследование показало, что это понятие имеет юридический и теологический исток и что оно предполагает конструкцию субъекта (представляющуюся нам чем-то естественным, хотя она никоим образом не является самоочевидной), который действует свободно и потому должен отвечать за действия, которые могут быть вменены ему в вину. Вторая часть доклада посвящена изложению результатов текущего исследования, ставящего своей задачей определение понятия жеста, которое могло бы составить парадигму, альтернативную парадигме действия, что даст возможность помыслить традицию политической философии в новой перспективе. Адрес проведения: СПб, ул. Галерная д. 58-60, ауд. 152. Приглашаются все желающие!
Вход на территорию СПбГУ по удостоверению личности.
Регистрация — https://goo.gl/forms/1tondAbbSKduUrYy1
[смольный]
05.10.18 пятница 18:30 Музей Ахматовой (Вход с Литейного, 53) 120 руб.
«Невосторженный образ мыслей». Презентация книги Бориса Вишневского. Писатель, публицист, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский представит в музее свой новый сборник «Невосторженный образ мыслей». В него вошли его избранные выступления, статьи, блоги и интервью 2015-2018 годов. «Новый сборник статей и выступлений Бориса Вишневского – это историческая хроника, описание социальных и политических событий, превращающих городские события в течение истории. Он пишет о том, чему сам был свидетелем, а чаще всего – деятельным участником. И не просто участником: он вмешивался в конфликты и часто его решительность помогала найти решение», – пишет в предисловии кинорежиссер, народный артист России Александр Сокуров. «Борис Вишневский – уникальный для нашего времени человек. Политик, общественный деятель, публицист, эксперт. Один из главных защитников прав петербуржцев, готовый бороться за них днем и ночью. Если вы хотите увидеть реальную картину нынешней России и понять ее драму – откройте этот сборник. Не пожалеете», — добавляет доктор исторических наук, профессор Лилия Шевцова. Борис Вишневский – писатель, политик, общественный деятель. Руководитель фракции «Яблоко» в Законодательном собрании Санкт-Петербурга. Профессор кафедры политологии РГПУ им. А.И.Герцена. Известный публицист, автор более 7 тысяч статей в российских СМИ. Лауреат премии «Золотое перо России». Член Союза писателей Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского ПЕН-клуба, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Автор семи книг.
[музей]
05.10.18 пятница 19:00 Фаренгейт 451 (ул. Маяковского, 25, второй двор)
Презентация книг «Лето по Даниилу Андреевичу» и «Сад запертый» Курчатовой и Венглинской. Два романа о жизни и о чудесах, о любви и Родине — именно так, через соединительный союз, выходят вместе, несмотря на разницу в десять лет между ними. За это время повзрослели и поменялись не только герои «Лета по Даниилу Андреевичу», повзрослела и поменялась страна. По сравнению с первой книгой, финал которой почти не оставляет надежды, «Сад запертый» вместе со своими обитателями будто отошел от края. Пережив сказочную утрату, главная героиня Алевтина находит в себе силы вновь и вновь собирать свою жизнь из подручного материала — до тех самых пор, пока не осознает, что чего-то важного всегда не хватает. Как настоящая сказочная героиня, она отправляется на поиски недостающего элемента, мертвой воды, которая способна восстановить разрушенную гармонию. Чего здесь больше: любви или мании, воли к поступку или воли к смерти — читатель может решить для себя. Важнее то, что жизнь в очередной раз оказывается способной победить если не смерть, то небытие, как в отдельном человеке, так и в солидарном множестве; этим чудесным открытием мы решили с вами поделиться. [ф451]
05.10.18 пятница 20:00 Порядок слов (Фонтанка, 15)
Презентация спецвыпуска журнала «Найди лесоруба» о Джеффе Нуне. Сентябрьский спецномер продолжает печататься, а первая партия уже отправилась подписчикам. Самое время обсудить его поподробней. Мы поговорим с Ильей Пивоваровым о «Вирте» и не только, обсудим материалы журнала, а также принесем несколько номеров с собой для тех, кто не успел заказать.
[порядок]
06.10.18 суббота 14:00 Выставочный зал Московского района (Пл. Чернышевского, 6)
Творческая встреча с поэтессой, членом группы «Окно» Еленой Евсеевой.
[встречи]
06.10.18 суббота 15:00 Библиотека Лермонтова (Литейный пр., 19)
В рамках «Дней Японии в “Открытой гостиной”». лекция «Эротика в искусстве японской анимации». Лектор — Юлия Тарасюк, куратор Библиотеки комиксов в Санкт-Петербурге, исследователь манги, участник конференции «Manga around the world» в Киотском университете (Япония, 2016), автор статей о манге для сборников конференции «ИЗОТЕКСТ» и «Манга в Японии и России. Выпуск 2»
[лермонтовка, полная программа https://vk.com/ japandays2018]
06.10.18 суббота 16:00 Буквоед на Невском, 46
Михаил Веллер. Творческий вечер «Наше будущее – страшно и не больно». Михаил Веллер, писатель, философ, автор культовых бестселлеров, удостоенный золотой медали Всемирного философского конгресса в Афинах за свою философию энергоэволюционизма, откроет сенсационные данные о происходящем перерождении человечества и цивилизации, где нам не будет места.
[буквоед]
06.10.18 суббота 19:00 Буквоед на Невском, 46
Презентация книги Олега Роя «Зов дельфина». Олег Рой – современный российский писатель. Является лауреатом ряда литературных премий. За 27 лет успешной писательской карьеры автором было написано более 60 романов для взрослых в различных жанрах: сентиментальная проза, психологический триллер, фантастика. Героиня нового романа Олега — Лера не знала, как ее угораздило влюбиться в этого Макса, ведь они с ним — абсолютно разные. Она работает в больнице и нуждается в отдыхе, а вокруг него всегда суета, он все время рвется кого-то спасать, подписывает бесчисленные петиции и выходит в море, чтобы лично преградить путь браконьерам. Ее интересуют люди, его — дельфины. Они постоянно спорят и не сходятся во мнениях едва ли не по всем вопросам. Так стоит ли им вообще быть вместе? Разум отвечает «нет», а сердце упорно повторяет «да». И вот наступает день, когда Максу приходится снова находиться на рубеже, в полушаге от смертельной опасности. Быть рядом с ним? Отступиться? Принять решение оказывается совсем непросто. На встрече автор ответит на вопросы о своём творчестве и с радостью подпишет книги своим поклонникам.
[буквоед]
07.10.18 воскресенье 13:00 Подписные издания (Литейный пр., 57)
Презентация первой книги проекта 1895.io – «О мышах и магии. История американского рисованного фильма», которую написал известный американский киновед Леонард Молтин и перевел на русский язык выдающийся отечественный режиссер-аниматор Фёдор Хитрук. Книгу представит российский режиссер-аниматор Константин Бронзит, который расскажет о том, как мыши стали одними из главных звезд анимации, и покажет несколько наиболее выдающихся короткометражных мультфильмов с их участием. [подписные]
07.10.18 воскресенье 16:00 Центр музыки и искусств Центральной библиотеки им. Маяковского (Невский пр., 20, малый зал)
Литературное объединение «Молодой Петербург», Совет молодых литераторов Союза писателей России и Центральная библиотека им. Маяковского представляют музыкально-поэтический вечер, приуроченный к презентации книги стихов «Спутник» петербургского поэта Артёма Горшенина. Автор с 2008 года публикуется в региональных и столичных изданиях, лауреат всероссийских и международных литературных премий и фестивалей. Данная книга — смелая попытка, с одной стороны, увидеть Вселенную в обыденном, с другой — отыскать нечто человеческое в огромной Вселенной. Стихи Артёма в одинаковой степени будут интересны как к работнику заводского цеха, так и космонавту МКС., он с уважением относится к требованиям современного читателя, не пренебрегая при этом традициями стихосложения прошлых поколений. За музыкальное сопровождение отвечает коллектив «Капли дождя» (ханги и флейта).
[соб. инф.]
07.10.18 воскресенье 19:00 Центр музыки и искусств Центральной библиотеки им. Маяковского (Невский пр., 20, малый зал)
Встреча с поэтессой Сопрано (Виктория Манасевич) и презентация книги «Приоткрытый космос».
[маяковка]
08.10.18 понедельник 17:00 Буквоед на Невском, 46
Анатолий Некрасов. Презентация романа «Монтенегро». На встрече Анатолий Некрасов, член Союза писателей России, автор более сорока книг представит свою новую книгу «Монтенегро». Это не просто новая книга, она ещё есть и новый творческий этап автора. Если предыдущие книги были написаны в жанре популярной психологии и философии, то эта книга — художественный роман. В нём в едином сюжете задействованы более десяти героев, дающие наглядный срез жизни современного общества. Автор верен себе — все его книги, в том числе и эта, дают практические рекомендации к счастливой жизни. Только в этой — через жизнь героев романа. То есть, книга читается как интересный захватывающий роман, а действует как глубоко профессиональная психологический труд. Роман работает с подсознанием и мягко, но неизбежно настраивает на Счастье.
[буквоед]
08.10.18 понедельник 18:00 Библиотека Лермонтова (Литейный пр., 19)
В рамках «Дней Японии в “Открытой гостиной”». лекция «Японская литература конца ХХ — начала ХХI века: авторы, жанры, сюжеты, герои». Лектор – Лиала Юрьевна Хронопуло, японовед-филолог, кандидат филологических наук, доцент кафедры японоведения Восточного факультета СПбГУ.
[лермонтовка, полная программа https://vk.com/ japandays2018]
08.10.18 понедельник 18:30 Библиотека Маяковского (Фонтанка, 46)
Ольга Грязнова (Берлин) читает из книги «Бог не робок». Презентация книги и встреча с автором пройдет на немецком и русском языке. Ольга Грязнова родилась в 1984 году в Баку (Азербайджан). В 1996 году эмигрировала с семьей в Германию. В 2011 году окончила Немецкий литературный институт в Лейпциге. Во время учебы публиковалась в антологиях и литературных журналах. В 2007 году была участницей литературного курса Klagenfurt. Обладатель стипендий различных фондов, оказывающих поддержку молодым писателям. В 2010 году Ольга Грязнова была награждена драматургической премией Wiener Wortstatten за пьесу «Сочувствующие немцы». Ольга Грязнова живет с семьей в Берлине. Встреча с Ольгой Грязновой пройдет при участии литературоведа и переводчицы, доцента кафедры зарубежной литературы филологического факультета СПбГУ Юлианы Каминской
[маяковка]
08.10.18 понедельник 19:30 Порядок слов (Фонтанка, 15)
Презентация книги Мориса Бланшо «Задним числом» (СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2018). Книгу представит переводчик Виктор Лапицкий. В вечере примет участие доктор филологических наук, профессор Сергей Фокин. «Если воображаемое рискует в один прекрасный день стать реальным, то дело тут в том, что оно само имеет строго очерченные пределы и с легкостью предвидит наихудшее, поскольку то всегда проще простого и постоянно себя повторяет», — так французский мыслитель Морис Бланшо определил то, что принято называть пророческим даром литературы. Почему писатель, больше всего не любивший возвращаться к некогда пережитому, не позволявший себя фотографировать и не перечитывавший свои тексты, однажды все же вернулся на полвека назад и снабдил послесловием свой цикл «Вечная канитель», написанный в 1930-е годы? Ключ к пониманию даст книга «Задним числом», в которую наряду с новеллами цикла вошло и одноимённое послесловие-толкование.
[порядок]
09.10.18 вторник 10:30 ЦГДБ им. А. С. Пушкина, Отдел культурных программ – (Большая Морская ул., 33 А)
Творческая встреча с писателем О. А. Фадеевой
[соб. инф.]
09.10.18 вторник 18:30 Музей Ахматовой (Вход с Литейного, 53) 120 руб.
Совместно с издательством «Вита Нова» и радио «Эхо Москвы в Петербурге». Вечер памяти Владимира Войновича с участием его друзей, коллег, почитателей таланта. Будем вместе вспоминать песни, рассказы и романы, пьесы и сказки Владимира Николаевича. В этом нам помогут актёры Театра «На Литейном». Конечно, поговорим и о гражданской позиции и мужестве классика литературы и замечательного художника. Участвуют Яков Гордин, Никита Елисеев, Алексей Захаренков и другие. Вечер ведут Виталий Дымарский и Герман Мойжес. Владимир Войнович – прозаик, поэт и и драматург. Известен своей ироничной антиутопией «Москва 2042», а также трилогией о солдате Иване Чонкине. Песня «Четырнадцать минут до старта», автором текста которой является Войнович, стала неофициальным гимном советских космонавтов. После публикации романа «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» за границей Войновича исключили из Союза писателей, а через несколько лет, в 1980 году, выслали из СССР и лишили гражданства. Он жил в Германии и США до 1990 года, когда особым указом президента СССР ему был возвращен советский паспорт. В 2000-м году получил Государственную премию Российской Федерации за роман «Монументальная пропаганда».
[музей]
09.10.18 вторник 19:00 КЗ «Колизей» (Невский пр., 100) 1200-2200 руб.
«О вкусной и здоровой жизни» — творческий вечер Игоря Губермана.
[соб. инф.]
09.10.18 вторник 19:30 Новая Голландия (Наб. Адмиралтейского канала, 2)
В рамках открытой программы «Российское современное искусство» Высшей школы «Среда обучения», пройдет эксклюзивный показ видеофильмов Бориса Гройса. Зрители смогут увидеть три фильма — «Бессмертные тела», «Иконоборческие радости» и «Религия как медиум». Фильмы Бориса Гройса напоминают нам о том, что мы сталкиваемся с особым материальным медиумом, который как бы представляет «себя». Это больше чем репрезентация — это медиум, выражение эмоции, целенаправленная трансформация в отношении языка и изображения, скрытого или бессознательного содержания. Это может быть иллюстрацией теории — цифровые изображения и звуки зафиксированы на лазерном диске в виде нулей и единиц и воспроизводятся как таковые. В рамках показа фильмов состоится дискуссия, в которой примут участие Андрей Фоменко и Нина Савченкова. Они обсудят влияние и отсылки из истории искусства, кино и философии на фильмы Бориса Гройса. Борис Гройс (р. 1947) — философ и теоретик культуры. Родился в Ленинграде. С середины 1970-х активно публикует в самиздате статьи по философии и теории искусства, участвует в домашних семинарах по неофициальному искусству. В 1981 году эмигрировал в Германию. В настоящее время профессор философии, теории искусства, медиа-теории Государственной высшей школы в Карлсруэ, приглашенный профессор Нью-йоркского университета. Андрей Фоменко (р. 1971) — историк и критик современного искусства, фотографии и кино, переводчик, эссеист. Автор книг «Архаисты, они же новаторы» (2007), «Монтаж, фактография, эпос» (2007), «Советский фотоавангард и концепция производственно-утилитарного искусства» (2011). Ряд его текстов последних лет посвящен современному искусству Казахстана и Средней Азии. Живет в Санкт-Петербурге, где преподает на факультете свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета. Нина Савченкова — доктор философских наук, руководитель программы «Кино и видео» Факультета свободных искусств и наук, проф. каф. междисциплинарных исследований и практик в области искусств СпбГУ, проф. каф. теории психоанализа ВЕИП, автор книг «Альтернативные стили чувственности: идиосинкразия и катастрофа», «Элементы поэтики психоанализа». Сфера интересов: философия, психоанализ, кинематограф. Факультет современного искусства Высшей школы «Среда обучения» — это образовательный проект, который дает системные знания по истории и теории российского искусства, проводит авторские мастерские по изобразительному искусству, искусствоведению и кураторству. «Среда обучения» создает возможность погрузиться в контекст современного российского искусства максимально глубоко, чтобы образование получилось комплексным и междисциплинарным, поэтому, помимо онлайн-лекций проводятся открытые мероприятия, на которых можно встретиться с мастерами и преподавателями школы.
[нг, регистрация https://newholland.timepad.ru/event/812231/ ]
09.10.18 вторник 20:00 Ионотека (Лиговский пр., 50, корп. 16) 100 руб.
Поэтическая солянка, открытый микрофон.
[ионотека]
10.10.18 среда 11:00 ЦГДБ им. А. С. Пушкина, Отдел культурных программ – (Большая Морская ул., 33 А)
Творческая встреча с писателем Н. Н. Евдокимовой.
[соб. инф.]
10.10.18 среда 18:00 Музей-квартира Зощенко (Малая Конюшенная, 4/2-119)
Беседа ст.н.с. ГЛМ «ХХ век» Марии Сергеевны Инге-Вечтомовой «Книга о писательском доме. Личности. Интервью. Автографы.»
[музей]
10.10.18 среда 18:30 Библиотека для слепых в ДК Шелгунова (ул. Шамшева, 8)
Лекция Юлии Андреевой «Прототипы литературных героев».
[соб. инф.]
11.10.18 четверг 17:00 Музей Ахматовой (Вход с Литейного пр., 53) 120 руб.
В рамках выставки «Максим Винавер. Пора возвращаться домой…». Презентация книги Виктора Кельнера «Щит. М. М. Винавер и еврейский вопрос в России в конце XIX — начале XX в.» (СПб, 2018)
[музей]
11.10.18 четверг 18:00 Дом журналиста (Невский пр., 70)
Встреча читателей с известным писателем Александром Потёмкиным. На встрече будут представлены его романы «Соло Моно. Путешествие сознания пораженца», «Русский пациент», «Кабала», «Человек отменяется». Александр Потёмкин – продолжатель традиций классического русского романа, в его произведениях глубокий психологизм и детальное знание социальных процессов сочетаются с утонченной стилистикой и новаторскими приемами. По словам критиков, творчество Потёмкина отличает всечеловеческий масштаб онтологических проблем, актуальных как для современной России, так и для всего мира, а также высокий уровень их художественного исследования.
Писатель, известный как общественный деятель и публицист, познакомит читателей с первым глобальным всемирным инфраструктурным проектом «EuRICAA», инициатором которого он является. К обсуждению будут предложены такие острые проблемы современности, как экологический кризис и опасность бесконтрольного развития искусственного интеллекта. Автор расскажет о работе над новым романом «Оттенки одиночества», ответит на вопросы читателей и проведет автограф-сессию. Александр Потёмкин – профессор МГУ, доктор экономических наук, автор 10 книг интеллектуальной прозы. Его романы переведены на английский, немецкий, французский, китайский, японский, польский и другие языки.
[соб. инф.]
11.10.18 четверг 18:30 Библиотека Лермонтова (Литейный пр., 19)
Лекция «Джеймс Джойс — поборник реализма». Лекция Валерия Тимофеева, доцента кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук СПбГУ, кандидата филологических наук о Джеймсе Джойсе. Третья лекция цикла «ХХ век или как я перестал бояться и полюбил Джойса»
[лермонтовка]
12.10.18 пятница 19:30 Новая Голландия (Наб. Адмиралтейского канала, 2)
Евгений Былина. Афрофутуризм и электронная музыка. Этническое, экономическое, социальное неравенство и историческую исключенность афроамериканцев техно-музыканты решали довольно парадоксальным образом. В противовес еще одной бурно развивающейся странице черной музыки в Америке — хип-хопу, который стремился найти собственную идентичность в агрессивных условиях, — техно устремлялось вперед, в неизведанное, и было увлечено построением различных футуристических вариантов не(капиталистического) будущего. В 90-е годы Марк Дери в знаменитой статье Black to the Future дает этому движению имя афрофутуризма. Группа Drexciya, о которой, в частности, пойдет речь в лекции, не только является ярким примером подобного изобретения футуристического нарратива, но и помещает афрофутуризм в специфические отношения с музыкой как таковой. Уже с первых EP вроде Deep Sea Dweller Drexciya последовательно, через сеть не самых прямых референций — от обложек до названий треков и внутренних аудиальных посланий — рассказывает о некотором подводном мире, населенном самыми разнообразными существами и невероятно развитой техникой. Drexciya — это подводное милитаризированное, невероятно технологически развитое государство, которое было создано мутировавшими наследниками выброшенных за борт беременных африканок-рабынь. При этом дрексианский миф существует в настоящем, и это принципиально важно: он нацелен не на переписывание времени, но скорее на производство новых, альтернативных времен. В случае Drexciya можно говорить о форме звукового эзотерроризма, или эзотерического терроризма, подразумевая мистическое вовлечение слушателя в расшифровку и достраивание мифа. О том, как эта стратегия отразилась в звучании самой музыки, в том числе в ее темпоральной структуре, пойдет речь на лекции. Евгений Былина (Москва) — исследователь и теоретик электронной музыки.
[нг, регистрация https://newholland.timepad.ru/event/818019/ ]
13.10.18 суббота 14:00 Выставочный зал Московского района (Пл. Чернышевского, 6)
Борис Краснов. Юбилейная творческая встреча.
[встречи]
14.10.18 воскресенье 12:00 Библиотека Маяковского (Фонтанка, 46)
Маргинальная петербургская литература. Лекция из цикла «Осенние воскресные лекции». Горчев, Стогов и другие. В 2000 годы понятие литературы сильно трансформируется. Теперь это не большой роман со всеми обязательными составляющими форма-место-время, а что угодно — лишь бы читалось. Не-официальная, не-литература. Для Петербурга такое существование текста органично и любимо — обсудим культовых питерских авторов, которые не получали премий, но имя которых — знак того, что с вами есть о чем поговорить. Лекция пройдет при поддержке издательств и книжных магазинов Петербурга.
[маяковка, сведений о лекторе на официальном сайте библиотеки нет]
14.10.18 воскресенье 15:00 Библиотека Л.Н.Толстого (6-я линия В.О., 17)
Лекция Юлии Андреевой о жизни и творчестве оперной певицы Галины Вишневской.
[соб. инф.]
14.10.18 воскресенье 17:00 Порядок слов (Фонтанка, 15)
Мария Бикбулатова выступит с лекцией «Что Ницше может сделать для феминистского письма». Встреча пройдет в рамках теоретического семинара Ф-письмо. Фридрих Ницше известен своими пренебрежительными высказываниями в адрес женщин. Например, он утверждал, что если женщина занимается интеллектуальным трудом, это не что иное, как следствие проблем с деторождением. Однако ошибкой было бы воспринимать подобные пассажи всерьез, потому как творческий процесс, в особенности письмо, у Ницше носит сущностно женский характер, и самому ему нужно в какой-то мере быть женщиной, чтобы что-то написать. И в то время, как «становление-женщиной» помогает Н. «родить» произведение, его открытия и стратегии могут в свою очередь быть использованы на благо феминистского письма. Мария Бикбулатова — философиня, прозаэсса, переводчица, постоянная участница семинаров Ф-письмо и Практическое письмо. [порядок]
14.10.18 воскресенье 18:30 13-я линия В.О, д. 70-72,
Лекция «Как текст неизвестного автора находит издателя? Яркие книжные дебюты» от Литературно О ярких книжных дебютах последних лет и о том, какими путями тексты молодых авторов добирались до своего издателя и «выстреливали». Поговорим о самых ярких книжных дебютах последних лет. И о том, какими извилистыми путями — через литагентства, книжные премии, литературные журналы, рекомендации известных писателей — тексты молодых авторов добирались до своего издателя и «выстреливали». Лекцию ведет Арина Буковская — книжный обозреватель, журналист, сооснователь и редактор портала «Литературно».
[соб. инф. Регистрация https://avtoriz.timepad.ru/event/822411/]
16.10.18 вторник 16:00 Музей Ахматовой (Вход с Литейного, 53) 120 руб.
Представление книги Марины Смусиной «Наедине со словом». Марина Смусина. «Наедине со словом» (СПб.: Издательство «Европейский Дом», 2018). Марина Смусина – учитель высшей категории; более 30 лет преподает литературу в школе и ВУЗах. Автор около ста публикаций – научных, научно-популярных, публицистических, посвященных истории литературы и проблемам ее преподавания. «Наедине со словом» – книга о любви к чтению. О счастье читать вместе с детьми. О любимых книгах, с которыми мы проходим через всю жизнь. О замечательных писателях, умеющих находить слова, знание которых дает нам возможность выразить и свои чувства. Это книга о жизни слов. О том, как разными путями они приходят в язык, как входят в моду, а став модными, быстро надоедают, уходят из употребления, чтобы потом вдруг ожить и сделаться по-новому интересными. Вслушиваясь и вглядываясь в сегодняшнюю речь, автор пытается понять происходящее с ней, а значит, с нами; разобраться в значении незнакомых слов, вдуматься в смыслы и бытование слов привычных, необходимых для понимания тех самых – лучших – книг. Встречу ведет автор. В рамках цикла встреч «Учительские вторники».
[музей]
16.10.18 вторник 18:30 Музей Ахматовой (Вход с Литейного, 53) 120 руб.
Вечер памяти Виталия Шенталинского. Совместно со Свято-Петровским малым православным братством. Виталий Александрович Шенталинский (7.10.1939 – 27.07.2018) – писатель, журналист, общественный деятель, автор 12 книг стихов и прозы, среди которых особую значимость имеет монументальная трилогия, посвященная судьбам писателей, репрессированных в годы сталинского террора. Книги «Рабы свободы», «Донос на Сократа» и «Преступление без наказания» основаны на документах из архивов КГБ. Они переведены и изданы на девяти языках. Биография писателя полна крутых поворотов: детство в глухих деревнях Татарии – и столичное образование, профессия полярника – и литературное призвание, путешествия в Арктике – и исследовательский прорыв в секретные архивы Лубянки… В годы «перестройки» Шенталинский организовал и возглавил Комиссию по творческому наследию репрессированных писателей. Это был труд воскрешения правды о засекреченных кровавых страницах советской истории, которая не должна повториться. «Подсудимое слово»: дневники М. Булгакова, неопубликованный роман А. Платонова, считавшаяся безвозвратно утерянной эпическая поэма Н. Клюева – лишь часть обширного литературного наследия, которое усилиями Виталия Шенталинского было возвращено читателю. Вечер ведет Юлия Балакшина
[музей]
16.10.18 вторник 19:00 Ящик (Лиговский пр., 50, корп. 13) от 300 до 400 р, на оба концерта заранее – 500 р.
Умка. Электричество.
[умка, билеты https://ticket.timepad.ru/event/814606/]
16.10.18 вторник 19:00 Буквоед на Невском, 46
Леонид Юзефович. Презентация книги «Маяк на Хийумаа». На встрече Леонид Юзефович, один из самых титулованных писателей России, лауреат премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер», финалист премии «Русский Букер», представит свою новую книгу прозы. В книге «Маяк на Хийумаа» собраны рассказы разных лет, в том числе связанные с многолетними историческими изысканиями автора. Он встречается с внуком погибшего в Монголии белого полковника Казагранди, говорит об Унгерне с его немецкими родственниками, кормит супом бывшего латышского стрелка, расследует запутанный сюжет о любви унгерновского офицера к спасенной им от расстрела еврейке. Тени давно умерших людей приходят в нашу жизнь, и у каждой истории из прошлого есть продолжение в современности. «Полвека назад ко мне явился мертвец, выходец из иного мира. Написанная им строчка осталась со мной, как нитка, выдернутая из его савана. Она обвилась вокруг моего запястья и привязала меня к тому времени, из которого он вышел. Теперь я хочу ее снять, но не тут-то было». Леонид Юзефович.
[буквоед]
16.10.18 вторник 19:30 Порядок слов (Фонтанка, 15)
Презентация первой книги Артема Серебрякова — сборника «Чужой язык», вышедшей в издательстве «Флюид FreeFly». Презентацию проведет главный редактор сайта «Прочтение» Полина Бояркина. Затягивающая жутковатая проза Артёма Серебрякова заставляет вспомнить и о Кафке, и о Сологубе, и даже иногда о Мамлееве — но у него собственный голос, не похожий ни на какой другой. В этой книге задувают экзистенциальные сквозняки, а из каждой складки языка лезет какая-нибудь чертовщина — так писал бы Дэвид Линч, если бы он был молодым русским писателем. Артём Серебряков родился в 1990 году, изучал философию и антропологию на факультете свободных искусств и наук СПбГУ, живёт в Санкт-Петербурге. Дебютные публикации вышли в журналах Homo Legens и «Прочтение». Рукопись сборника «Чужой язык» в 2018 году вошла в лонг-лист премии «Национальный бестселлер».
[порядок]
17.10.18 среда 18:00 Музей-квартира Зощенко (Малая Конюшенная, 4/2-119)
Лекция зав. научно-экспозиционным отделом ГЛМ «ХХ век» Елены Валерьевны Сочивко «Петербург Каверина».
[музей]
17.10.18 среда 19:00 Библиотека Маяковского (Фонтанка, 46)
«Звезда кочевника». Поэт и переводчик с монгольского Баир Дугаров.
[маяковка]
17.10.18 среда 19:00 Ящик (Лиговский пр., 50, корп. 13) от 300 до 400 р, на оба концерта заранее – 500 р.
Умка. Акустика.
[умка, билеты https://ticket.timepad.ru/event/814196/]
18.10.18 четверг 18:30 Музей Ахматовой (Вход с Литейного, 53)
Вечер памяти Тамары Петкевич. Год назад, 18 октября 2017, ушла из жизни Тамара Владиславовна Петкевич – актриса, писатель, жертва политических репрессий, проведшая семь лет в лагерях. Она написала замечательные книги «Жизнь – сапожок непарный» и «На фоне звезд и страха», в которых рассказала о своей судьбе и судьбе своих друзей. Тамара Петкевич родилась в Петрограде в 1920 году. В 1937 году ее отец, Владислав Иосифович Петкевич, был арестован и приговорен к высшей мере наказания. В июне 2016 года на стене дома, где он жил (1-ая линия ВО, 50) была установлена памятная табличка «Последний адрес». Мать и младшая сестра Тамары Владиславовны погибли в Ленинграде во время блокады. Тамару Петкевич арестовали в январе 1943 года. Осудили по ст. 58-10, ч.2. на семь лет лишения свободы и три года поражения в правах. Срок она отбывала в лагерях Киргизии, затем в Коми АССР. Работала на лесоповале и в лагерной больнице. В лагере Тамара Петкевич познакомилась с Александром Гавронским – философом, математиком, режиссером, который создал театральный коллектив из заключенных. Она играла в поставленных им спектаклях и навсегда осталась его другом. Всю жизнь бережно хранила письма своего наставника, которые собрала в своей последней книге «Шепот пепла». Тамара Петкевич – лауреат нескольких литературных премий и Кавалер ордена Заслуг перед Республикой Польша.
[музей]
18.10.18 четверг 19:30 Порядок слов (Фонтанка, 15)
Презентация книги Михаила Трофименкова «Двадцатый век представляет. Кадры и кадавры», вышедшей в издательстве «Флюид FreeFly». Презентацию проведет редактор Вадим Левенталь. Блок писал: «век девятнадцатый, железный». Двадцатый век — это век динамита и напалма, газа и тротилла, радиации и биологического оружия, термоядерных реакций, а главное — крови, крови, крови, полноводных рек крови на всех континентах. Книга Михаила Трофименкова поднимает читателя над двадцатым веком на высоту птичьего полета, заставляет вглядеться в это страшное столетие целиком, а значит — обобщить и сделать выводы. Политика и культура, искусство и война, история и философия в этой книге дополняют и объясняют друг друга. Мощнейшее чтение от одного из умнейших людей России. Михаил Трофименков (р. 1966) — киновед, культуролог, писатель. Кандидат искусствоведения. Автор книг «Убийственный Париж», «Кинотеатр военных действий», «Красный нуар Голливуда» и др. С 2000 г. обозреватель ИД «Коммерсантъ». Автор более 2000 статей. Член редколлегии журнала «Сеанс». Директор международных программ кинофестиваля «Кинотавр». Трижды удостоен звания «Лучший кинокритик года».
[порядок]
18.10.18 четверг 20:00 Ионотека (Лиговский пр., 50, корп. 16) 200-300 руб.
Революция проиграла. Спорить с этим бессмысленно. Настоящих героев тоже не осталось. И это не вызывает сомнений. Мы перестали совершать подвиги. Ради любви, чести, да ради всего. Просто перестали. Хотя когда-то, не так, вроде, давно, все было совсем не так. Максим Тесли (Он Юн, ЩЕНКИ), в год 101-летия Великой Октябрьской Революции прочтет свои стихи для солдат и рабочих. О насилии, любви, Родине, мечтах, веселье и аде.
[ионотека]
20.10.18 суббота 14:00 Выставочный зал Московского района (Пл. Чернышевского, 6)
Лариса Ратич. Творческая встреча.
[встречи]
20.10.18 суббота 19:00 Библиотека Маяковского (Фонтанка, 46)
Презентация поэтического сборника Дмитрия Ольшанского «Абъякты». Профессиональный психоаналитик, сотрудник Института Высших психоаналитических исследований (Париж), автор книг по философии, семиотике и кинематографу Дмитрий Ольшанский неожиданно пишет еще и стихи.
[маяковка]
20.10.18 суббота 19:30 Порядок слов (Фонтанка, 15)
Презентация книги Кирилла Кобрина «На руинах нового», вышедшая в издательстве Ивана Лимбаха. «На руинах нового» — сборник эссе, исследующих природу модерности, механизмы памяти, меланхолию уходящей эпохи. Кобрин пишет об устройстве некоторых книг, известных или же несправедливо забытых, из которых эта эпоха была сделана. Пертурбации с черепом автора трактата XVII века о погребальных урнах; лондонские благотворительные лавки, где заканчивают свой век еще недавно волновавшие публику сочинения; яростный мизантроп Свифт, брезгливый мизантроп Владимир Сорокин; Владимир Ленин, Франц Кафка, Томас Манн, Хорхе Луис Борхес, Александр Кондратов и другие создатели нашего культурного обихода. Кирилл Кобрин — писатель, журналист, специалист по британской истории. С 2000 по 2006 год — член редколлегии журнала «Новое литературное обозрение», с 2006 года — редактор журнала «Неприкосновенный Запас». С 2009 по 2012 год исполнял обязанности главного редактора «Русской службы радио «Свобода». Лауреат премий журналов «Новый мир» и «Октябрь» за критику и эссеистику. В 2009–2011 годах член жюри литературной премии «НОС». Вместе с Андреем Левкиным создатель и соредактор литературно-художественного сайта Post(non)fiction.
[порядок]
22.10.18 понедельник 16:00 Музей Державина (Наб. Р. Фонтанки, 118)
Первый Фестиваль несерьёзных поэтов «Старик Державин…». Давно назрела потребность собрать вместе «несерьёзных» поэтов, которых объединяет дух иронии и сарказма, которые главным средством поэтического выражения избрали язык юмора, насмешки, абсурда и парадокса. Формат фестиваля предполагается предельно демократичный. В течение одного вечера наравне с известными петербургскими поэтами смогут выступить приглашенные мастера поэтического остроумия, которые сегодня более известны в интернет-пространстве. Каждый выступающий читает пять своих произведений.
[соб. инф.]
23.10.18 вторник 16:00 Библиотека Лермонтова (Литейный пр., 19)
Лекция-семинар литературоведа Б. Егорова «Полузабытые великие поэты ХХ века: Сергей Петров (1911-1988)». Самые ранние из сохранившихся стихов С.В. Петрова относятся к 1923—1924 гг. К середине 1930-х гг. в его творчестве начинает вырабатываться оригинальный стиль: богатство лексики и инструментовки, глубокая рифмовка, образная насыщенность, склонность к почти солипсическому самопознанию. В 1960-х годах он начинает разрабатывать новые формы, заимствованные из музыки: симфонию, сюиту, кантату, мессу, концерт для инструмента-соло с оркестром, квартет, квинтет, сонату, но более других — фугу. Основное произведение в крупной форме — поэма-мистерия «Азъ» (начата в середине 1930-х; последняя редакция — 1981—1982). Поэтическим переводом С.В. Петров начал заниматься в ссылке. Тогда же определились «свои» поэты, занимавшие Петрова до конца жизни и оказавшие серьёзное влияние на его оригинальное творчество: Райнер Мария Рильке, Болеслав Лесьмян, Стефан Малларме, Карл Микаэль Бельман.
[лермонтовка]
24.10.18 среда 14:30 Библиотека Маяковского (Фонтанка, 44)
Омар Хайям и Роза Беседа приведёт Вас в таинственную Персию через открытые С. Есениным ворота в Хорасан, Вы познакомитесь с поэзией Омара Хайяма и увидите уникальные иллюстрации его четверостиший и услышите его четверостишья на персидском (фарси), английском и русском. Узнаете о специфике перевода с фарси и познакомитесь с поистине райскими восточными ароматами… Постараетесь ответить на вопрос – «Чем вызвано такое поклонение Омар Хайяму в англо-сансонском мире?». Ведут Екатерина Писчурникова, ассистент кафедры иранской филологии Восточного факультета СПбГУ и Татьяна Поликарпова, работник культуры высшей квалификации, гид-переводчик
[маяковка]
24.10.18 среда 18:30 Музей Ахматовой (Вход с Литейного пр., 53) 120 руб.
Из цикла «История петербургских семей». У нас в гостях Милена и Татьяна Рождественские.
[музей]
24.10.18 среда 18:30 Музей-квартира Зощенко (Малая Конюшенная, 4/2-119)
Презентация коллективного сборника «Тест на человека». Книгу представит соучредитель проекта «ТОЖЕПОЭТЫ» Сергей Адамский.
[музей]
25.10.18 четверг 18:00 библиотека им. К.А. Тимирязева (ул. Шкапина, д. 6)
В рамках фестиваля «Японская осень» состоится лекция «Японские стихи Ильи Пушкина». Илья Пушкин – русскоязычный автор японских стихов, живший в СССР и Израиле. Его необычные лирические стихи, переведённые на несколько европейских языков и иврит, проникнуты восхищением японской культурой и, в особенности, образом Прекрасной Японки. С творчеством Ильи Пушкина посетителей библиотеки познакомит лингвист, переводчик, поэт Антон Киселёв.
[лермонтовка]
25.10.18 четверг 18:00 библиотека «Старая Коломна» (Никольская пл., д. 2)
Вечер-встреча с поэтом Валентиной Лелиной «Вновь меня притянули к Коломне и жизнь и судьба». На вечере-встрече с читателями известный петербургский поэт и писатель, член Союза писателей Санкт-Петербурга Валентина Ивановна Лелина прочет свои стихи, расскажет о поэтических книгах и книге прозы «В пространстве Петербурга» (1997).
[лермонтовка]
26.10.18 пятница 18:00 в Библиотека национальных литератур (Садовая ул., д. 33)
Творческая встреча с писателем, киносценаристом, журналистом Евгением Пантелеевым «С мыслью по жизни». Евгений Борисович Пантелеев известен читателям и кинозрителям как журналист, киносценарист, писатель. Долгие годы он прожил в Северной Осетии, переехал в Санкт-Петербург 17 лет назад. Евгений Пантелеев начал свой творческий путь с молодежной газеты, работал журналистом, а с 1973 – 1980 гг. заведующим отделом информации в газетах «Социалистическая Осетия» и «Терек». В те же годы начал свои первые опыты в литературе, что стало важнейшим делом его жизни. Евгений Пантелеев известен еще и как талантливый киносценарист, он долгие годы работал с режиссером Вячеславом Гулуевым. Автор вечера представит вниманию публики увлекательный рассказ о современной документалистике , многолетней работе в кино и расскажет о своей новой книге из серии «Жизнь. Краткий справочник по…». [лермонтовка]
26.10.18 пятница 19:00 Дом писателя (Звенигородская ул., 22)
Вечер поэта Бориса Чечельницкого.
[соб. инф.]
27.10.18 суббота 14:00 Выставочный зал Московского района (Пл. Чернышевского, 6)
Борис Мисонжников (Фёдор Ярцев). Творческая встреча.
[встречи]
27.10.18 суббота 18:30 Музей Гумилева (Коломенская 1/15) 120 руб.
«Ты во всем ее убранстве увидел Музу дальних странствий». Николай Гумилев, Александр Грин, Константин Паустовский. Николай Гумилев, Александр Грин, Константин Паустовский были современниками. В поэзии Гумилев сделал то, что Грин – в прозе, создал особую поэтическую географию, сакральную географию, мифопоэтически и культурологически осмысленное «страноведение», в котором реальные страны чередуются с вымышленными, а обозначенные на реальных картах географические названия с именами волшебных, порожденных фантазией художника стран (Елена Раскина). Паустовский свой первый рассказ «На воде» опубликовал в 1912 году в возрасте 20 лет. «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить словами: восхищение перед воображаемым миром…» – говорил писатель. Вдохновленный поэзией Гумилева, который по его словам, «вошел в нашу литературу контрабандой», и прозой отвергнутого советской издательской системой Грина, он не только стал борцом за возвращение их творчества читателю, он стал их последователем, настоящим «Рыцарем Музы Дальних Странствий». По этой дороге потом пошли другие… Вечер ведет Наталия Яковлева.
[музей]
27.10.18 суббота 19:30 Порядок слов (Фонтанка, 15)
В цикле «Опиши, что ты видишь» Вика Смирнова прочтет лекцию о документальном фильме Виктора Эрисе «Солнце в листве айвового дерева» (1992, Испания, 140 мин.). В фильме В. Эрисе есть время художника и время модели. Первый остаётся художником, пока существует во времени рисования (реального и или мысленного), извлекая возможность письма из хрупкого состояния диалога с природой (с конкретной айвой, посаженной и изученной). Айва же перестаёт быть моделью и становится только плодом — уютно лежащим в ладони, источающим запах, издающим еле слышимый треск. У Лопеса пейзаж подчиняется времени года (положению солнца, коротким мгновениям раннего утра) и субъективному времени автора (его внутренней истории вдохновения, некой церебральной способности восприятия, помысленной в самом отказе от продолжения письма).
[порядок]
30.10.18 вторник 18:30 Еврейский общинный центр (ул. Рубинштейна, 3)
Творческий вечер из цикла «Квадрат»: поэты Татьяна Громова и Александр Крупинин, писатель-фантаст Андрей Балабуха. Ведёт Борис Григорин.
[соб. инф.]
31.10.18 среда 18:30 Буквоед на Невском, 46
Cамый страшный фестиваль. Посвящается литературе в жанре хоррор, и всему, что родилось из книг, написанных мастерами ужаса. В программе фестиваля: Встреча с авторами серии «Самая страшная книга» Встреча с создателями фильма ужасов «Рассвет» Вручение премии «Мастер ужасов» Круглый стол, посвященный развитию жанра в России Конкурс хеллоуинских костюмов Викторина, розыгрыши, призы и многое другое Ужас, что мы творим!
[буквоед]
НОВОСТИ
1.
Сообщается, что на Лиговском пр., 27 открылся книжный магазин издательства «Новое литературное обозрение».
- Издательство Ивана Лимбаха сообщает о выходе
книги стихов Олега Юрьева «Петербургские кладбища».
В книге собраны последние, не опубликованные при жизни стихотворения Олега Юрьева (1959-2018). Они были написаны после «Стихов и хоров последнего времени» (М., 2016). В письме к другу автор писал: «Если наберу стихотворений 35–40, так и назову книжку — „Петербургские кладбища“». Это же название имеется и в файле с рабочим названием «Новая книга стихов 2016–<20>18».
Олег Юрьев – поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературный критик. Один из основателей литературной группы «Камера хранения», куратор одноименного сайта. Лауреат премий «Различие» (2014), Antologia (2016). Он писал о петербургских кладбищах и на одном из них, Преображенском, его и похоронили. Он вернулся в Петербург.
Юрьев О. А. Петербургские кладбища. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2018. — 48 с., ил.
ISBN 978-5-89059-332-0
- Российская национальная библиотека
«Короче!» – Все об истории моностиха на выставке в Новом здании
В Новом здании Российской национальной библиотеки (Московский пр., д. 165) начала работу выставка «Короче! Краткая история моностиха, жанровые и стилистические особенности».
Принято считать, что однострочные стихотворения (моностихи) возникли уже в античной поэзии, хотя достоверных подтверждений этому нет: большинство дошедших до нас однострочных текстов древнегреческих и римских авторов представляют собой, по-видимому, обломки не сохранившихся полностью стихотворений. Однострочное стихотворение уже своей крайней формой интересно исследователю, потому что обращение к таким «на границе ряда, явлениям» позволяет глубже разобраться в свойствах поэзии.
Каковы жанровые особенности моностиха?
Число разновидностей моностиха бесконечно. Он может быть сродни японской поэтической миниатюре, ориентирован на жанр пословицы, может быть авангардно-абсурдисткий и игровой моностих, и даже стих-культурологический этюд, а еще «найденная поэзия», построенная на использовании чужого слова. Существуют и читательские одностроки — чужие стихи, которые сами собой произносятся — одна запавшая в сердце строчка.
Как развивалась жанровая форма моностиха в России?
Первый русский литературный моностих точно известен. В 1792 г. Николай Карамзин опубликовал в 7-м выпуске своего «Московского журнала» пятичастный цикл «Эпитафии», завершавшийся однострочным текстом: «Покойся, милый прах, до радостного утра!».
Прежде всего, жанр развивался, как творческая лаборатория поэтов, но Валерий Брюсов буквально вывел его на литературную орбиту. Новая страница в истории моностиха была открыта на рубеже 1950–1960-х гг. в переломное для русской поэзии время. С этого времени развитие жанра набирает обороты, к нему обращались Генрих Сапгир, Геннадий Айги, Игорь Шкляревский, Ры Никонова и другие.
Исследования моностиха начались в XX веке. Русским советским писателем, поэтом и драматургом, представителем литературного течения конструктивизма Ильей Сельвинским были предприняты попытки предложить первую жанровую типологию моностиха. После него и некоторые отечественные и зарубежные литературоведы обращались к этому вопросу.
Выставка в РНБ предлагает подборку изданий для всестороннего изучения этого литературного явления.
Выставка продолжит работу до 24 октября.
Вход по читательскому билету.
МЕСТА (адреса, описания, сайты)
Музей Ахматовой (нефиксированные дни, кр. пн, вход на вечера 60–120 рублей) — Литейный пр., 53, под арку, через сад. Для справок — 579-72-39. Сайт- http://www.akhmatova.spb.ru/index.php
Музей Блока — Ул. Декабристов, 57. Телефоны: 713-86-31, 713-86-27. Сайт — http://www.spbmuseum.ru/blokmuseum/
Борей-Арт (нефиксированные дни (кр вс и пн), вх своб) — Литейный пр., 58. Сайт — http://www.borey.ru/
Буквоед на Восстания (нефиксированные дни, вх своб) — Лиговский пр. 10 (в помещении гостиницы «Октябрьская»), М. пл. Восстания. Буквоед на Невском 46 (Парк культуры и чтения) (нефиксированные дни, вх своб) — Невский пр., 46. Ст. М. Невский пр./Гостиный двор. Буквоед на Владимирском 23А (нефиксированные дни, вх своб) – Владимирский пр, 23, м. Достоевская/Владимирская. Справки о вечерах по тел./факсу (812) 346 5327 доб.231. Сайт — http://bookvoed.ru/
Книжный магазин Все свободны — Мойка 28 (код #1428) / Волынский 4 (домофон), 2-й двор в обоих случаях.
Музей Державина — Наб. р. Фонтанки, 118.
Дом книги (нефиксированные дни, автограф-сессии и круглые столы, вх своб) — Невский пр., 28. М. Гостиный Двор. Сайт — http://www.spbdk.ru/
Дом Писателя — Звенигородская ул. 22. Ст.м. Пушкинская, Звенигородская. (нефиксированные дни, вх своб) Сайты – http://dompisatel.ru и http://www.knigaspb.ru/
Музей Достоевского — Кузнечный пер., 5/2. Сайт — http://www.md.spb.ru/
Еврейский общинный центр (литературные вечера из цикла «Треугольник» — куратор Борис Григорин — проводятся 1 раз в месяц по вторникам, начало в 18.30, вх своб) — ул. Рубинштейна, 3.Сайт — http://www.litvstrechi.narod.ru
Европейский Университет — Гагаринская ул., 6 (временное помещение). М.Чернышевская. Сайт — http://www.eu.spb.ru/
Редакция журнала «Звезда» — Моховая ул., 20. Сайт http://www.zvezdaspb.ru
Музей Зощенко — Малая Конюшенная ул., д. 4/2, кв. 119, вход с Чебоксарского переулка во двор, 3 этаж. Ст. М. Гостиный двор. Сайт — http://museum-xxvek.ru/
Книги и кофе (концерты, литературные вечера) — Гагаринская ул., 20 Сайт — http://bookcoffee.ru/
Библиотека им. Лермонтова (в библиотеке и филиалах проводятся вечера и утренники современных писателей и презентации книг) — Литейный пр., 19. М. Чернышевская. Сайт — http://lermontovka-spb.ru/
Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина) — ул. Профессора Попова, д. 10. М. Петроградская. Сайт — http://www.spbmuseum.ru/matyushin/
Библиотека им. Маяковского (Литературные и литературно-музыкальные вечера в разные дни — кураторы Инна Игрунина и Ася Шнейдерман) — наб.р. Фонтанки, д. 46, отдел литературы на иностранных языках. Сайт — http://www.pl.spb.ru
Музей Набокова — Большая Морская ул., 47. т. 315-47-13. Сайт — http://www.nabokovmuseum.org/
Новая Голландия (креативное пространство) — Наб. Адмиралтейского канала, 2. Сайт — http://www.newhollandsp.ru/
Российская национальная библиотека — Садовая ул. 18. М. Гостиный двор. Новое здание — Московский пр., 165/2. М. Парк победы. Сайт — http://www.nlr.ru/news/plan.htm
ПЕН-клуб (нефиксированные дни, вх своб) — Думская ул., д. 3, 5 этаж. М. Невский проспект.
Книжный магазин «Порядок слов» (презентации книг, встречи с авторами, кинопоказы начинаются обычно в 19.30) — Наб. р. Фонтанки, 15. Работает с 11 до 21, вс с 12 до 20, в дни вечеров и кинопоказов — до конца мероприятия; книжный киоск на «Ленфильме», Каменноостровский пр., 10, все дни с 14 до 21.30, в пн с 16 до 21.30. «Порядок слов на Новой сцене» — пл. Островского, д. 2 / наб. р. Фонтанки, 49А Сайт — http://wordorder.ru
Музей Пушкина — Наб. р. Мойки, 12. М. Гостиный двор. Сайт — http://www.museumpushkin.ru/
Книжный магазин «Cвои книги» — Ул. Репина, 41, во дворе. М. Спортивная-2/ Василеостровская.
Литературная гостиная мини-отеля «Старая Вена» (чаще всего четверги, начало в 19.00, куратор Арсен Мирзаев, вход, как правило, по пригласительным билетам, вручаемым непосредственно на входе) — Малая Морская ул., 13 / Гороховая ул., 8 (вход с Гороховой улицы).(812) 312-93-39, 314-35-14, 974-87-03. Сайт — http://vena.old-spb.ru/rus/evenings/
Кинозал филологического факультета СПбГУ — Университетская наб., 11, по двору направо. Вход на территорию Университета — по документам, удостоверяющим личность.
Актовый зал филоcофского факультета СПбГУ — Менделеевская линия, д.5. Вход на территорию Университета — по документам, удостоверяющим личность.
Музей современного искусства «Эрарта» — 29-я Линия В.О., д. 2. Транспорт от ст. М. Василеостровская. Сайт — http://www.erarta.ru/.
Лофт-проект «Этажи» — Лиговский пр., 74. М. Лиговский пр. т. 458-50-05. Сайт — http://www.loftprojectetagi.ru/.
====
Для того чтобы подписаться на регулярные обновления информации по электронной почте, необходимо отправить заявку на d_su@mail.ru. Для того, чтобы отписаться от рассылки, напишите по тому же адресу, и рассылка перестанет к вам приходить.
Присылайте Ваши добавления к программе на d_su@mail.ru.
При распространении информации рекомендуется ссылаться на «СПбЛитГид».