SPbLitGuide 14-12-4

Индекс 1. Санкт-Петербургский Литературный Гид
декабрь 2014 # 4(1045)

23.12.14 вторник 18.00 Музей Ахматовой (Вход с Литейного, 53)

«Что случилось с душой, с людьми, с миром, со всеми нами?..» Презентация книги «Записки оставшейся в живых: Блокадные дневники Татьяны Великотной, Веры Берхман, Ирины Зеленской». В этой книге собраны блокадные дневники трех удивительных женщин: петербурженок-ленинградок Татьяны Великотной, Веры Берхман и Ирины Зеленской. В их жизнь вторглись две Мировые войны: на Первой они служили сестрами милосердия, на Второй они оказались в настоящем аду Ленинградской блокады. Но именно эти испытания, находящиеся за гранью человеческих представлений, в полной мере раскрыли их душевную красоту и силу духа. В вечере принимают участие: Геннадий Соболев, Александр Чистиков, Александр Рупасов, Юлия Кантор, Сергей Курносов, Милена Третьякова, Борис Вишневский, Галина Артеменко, Полина Вахтина, а также Алексей Великотный, внук Татьяны Великотной и Веры Берхман. Вечер ведет Наталия Соколовская.

[музей]

23.12.14 вторник 19.00 Галерея ANNA NOVA (ул. Жуковского, 28)

Лекция и презентация книги Михаила Куртова, вышедшей в серии *démarche «Генезис графического пользовательского интерфейса. К теологии кода» (2014). Книга посвящена анализу эволюции абстракций в информатике — от понятий переменной и объекта до паттернов и онтологий, — совпадающей с эволюцией абстракций в философии и теологии. Графический пользовательский интерфейс, изобретенный в 1970-х гг., предстает как этап в развитии этих абстракций и, одновременно, компьютерной периферии. На основе метода культурных гомологий утверждается, что графический пользовательский интерфейс морфологически эквивалентен средневековой Церкви, а современное состояние дел в информатике подобно ситуации в поздней схоластике. Тема лекции: «Интерфейс — это Церковь». Михаил Куртов, философ, исследователь медиа и метамедиа, специалист по технотеологии. Автор книг «Между скукой и грезой. Аналитика киноопыта» (2012). Вступительное слово редактора серии Павла Арсеньева и автора предисловия Алексея Гринбаума (Париж).

[транслит]

23.12.14 вторник 19.00 Арт-центр на Невском, 24 (Вход с М.Конюшенной, 9, во дворе, на лифте на последний этаж, полпролёта вниз, кв. 154)

Послушай меня. Что может быть лучше, чем поговори с умным человеком, в том случае если ты девушка, то умный человек — это, несомненно ты, а следовательно лучшее, что может сделать твой собеседник — слушать открытым ртом. 23 декабря мы попробуем провести крайний в этом году концерт с отличным набором женских образов, никаких штампов только яркие личности. Приходи, они ждут! — Your Diff — Личности. 1) Саша Жукова 2) Маша Стешина 3) Женя Зима 4) Эльза Сулагаева 5) Анна Филатова 6) Ольга Адиятуллина 7) Дуся Самоварова 8) Маринка Тобольская 9)Violetta Chupocabra 10) Лена Море 11) Кристина Французова-Бжиневски 12) Дарья Морено-Гоголева

[дифф]

23.12.14 вторник 19.30 Порядок слов (Фонтанка, 15)

Презентация книги Александра Александровича Ермичева «Имена и сюжеты русской философии». В книгу известного историка русской философии вошли работы: «„Все“ русской религиозной философии: Петр Яковлевич Чаадаев», «О роли В. Г. Белинского в истории русской философии», «В. С. Соловьев и модели русского пути XIX — начала XX в.», «О русскости русской философии: в ответ В. Н. Сагатовскому», «По ту строну славянофильства и западничества: об одной основной ориентации русской мысли» и др. Александр Александрович Ермичев долгие годы преподавал историю русской философии в Санкт-Петербургском (Ленинградском) университете. Автор книг и статей по истории русской мысли. В 1998 году по совокупности работ защитил докторскую диссертацию «Русская философия как целое. Опыт историко-систематического построения». Один из первых, кто занимался реабилитированием русской философско-религиозной мысли и в частности творчества Николая Александровича Бердяева. По его инициативе был приглашен в Россию известный историк русской мысли Н. П. Полторацкий. Принимал самое активное участие в создании известной серии книг «Русский путь. Pro et contra», издаваемой Русской христианской гуманитарной академией. Издатель и комментатор сочинений Бердяева, Франка, Чаадаева, Степуна, Эрна, Яковенко и др.

[порядок]

24.12.14 среда 18.30 Музей Достоевского (Кузнечный пер., 5/2)

На выставке «СВИДЕТЕЛЬ: СВЯЩЕННИК ПАВЕЛ АДЕЛЬГЕЙМ», проходящей с 11.12.14 (вернисаж в 17.30) по 19.01.15, состоится демонстрация фильма Максима Якубсона «Отец Павел. Жизнь после смерти».

[музей]

24.12.14 среда 19.00 Пространство «Freedom» (Казанская ул., 7) билеты от 300 р.

Вера Павлова. Рождество/стихи. Первая подборка стихов Веры Павловой была опубликована в 1983 году в журнале «Юность», известность же к ней пришла позже, с появлением в газете «Сегодня» разворота из семидесяти двух стихотворений. У Веры Павловой есть все мыслимые поэтические достижения и регалии: она выпустила 18 книг в России, печаталась в литературных журналах на родине, в Европе и Америке. Вера Павлова — лауреат премий имени Аполлона Григорьева, «Антология» и специальной премии «Московский счёт», участник поэтических фестивалей почти всех европейских стран. Стихи Веры Павловой переведены на двадцать иностранных языков, также Вера — автор либретто опер: это, например, «Эйнштейн и Маргарита» и «Планета Пи» Ираиды Юсуповой, «Дидона и Эней, пролог» Майкла Наймана. Как чтец Вера Павлова записала семь дисков со стихами поэтов Серебряного Века. Спектакли по стихам Павловой поставлены в Скопине, Перми, Москве и Петербурге. Фильмы о ней и с её участием сняты в России, Франции, Германии, США. Но главное, Вера Павлова — точный и талантливый автор, чьё мастерство признано самым широким кругом читателей, среди которых и Евгений Евтушенко, и Татьяна Толстая, и даже Эдуард Лимонов. Со стихами Веры Павловой можно познакомиться на сайте поэтессы — http://verapavlova.ru/

[соб. инф.]

25.12.14 четверг 19.00 Старая Вена (вход с Гороховой, 8)

Предновогодний поэтический вечер. Закрытие очередного осенне-зимнего литературного сезона в «Старой Вене». 9-летие «ВЕНСКИХ ВЕЧЕРОВ». СТЕФАНИЯ ДАНИЛОВА. Стефания Данилова – молодой петербургский поэт. Ее публика – думающие люди. На данный момент вышло 8 книг. Говорят, что поэзия, как незаслуженно забытая женщина, триумфально возвращается. Этой женщине, как и самой Стефании, всегда веснадцать лет. Ася Здравомыслова, она же Patience Airways – петербургский музыкант, работающий в своем стиле. Ее чувственная игра на фортепьяно никого не оставляет равнодушным. В программе – стихотворения, максимально приближенные к творчеству поэтов Серебряного века, т. к. интерьеры Старой Вены располагают исключительно к такой поэзии. Стефания родилась 16 августа 1994 г., живёт в Санкт-Петербурге, учится в Политехническом университете (иностранные языки). Участник, финалист и лауреат различных престижных конкурсов и фестивалей. Главный приз в номинации «Триумф-лауреат» поэтической премии имени Велимира Хлебникова «Послушайте!» (2012). Победитель поэтического конкурса к 300-летию Санкт-Петербурга «Признание в стихах» (2013). Диплом лауреата Х Всероссийского открытого фестиваля молодых поэтов «Мцыри» (2014). Создатель и ведущая собственной литературной студии «Поэты Алюминиевого века».

[вена]

25.12.14 четверг 19.30 Музей Достоевского (Кузнечный пер., 5/2)

19.30 Спектакль «Андрей Иванович возвращается домой» про одноименному произведению Фаины Гримберг ТК «Открытое пространство».

[музей, вх по билетам]

25.12.14 четверг 19.30 Порядок слов (Фонтанка, 15)

презентация книги «Новый Голливуд. История и концепция» петербургского киноведа Анжелики Артюх. Книгу представит автор, а также киноведы Михаил Трофименков, Дмитрий Комм, Алексей Гусев, Дмитрий Голынко. Анжелика Артюх: Новый Голливуд — это распахнутое окно возможностей, открывшихся с конца 1960-х до середины 1970-х в момент появления кинематографа, отсылающего к традициям классической голливудской жанровой режиссуры с добавлением стилистических инноваций европейского арт-кино. Концепт «новый» подразумевает направленность на иную аудиторию, предпочитающую кино «отчуждения, аномии, анархии и абсурдизма», как описал его Эндрю Сэррис. Анжелика Артюх — киновед, кинокритик. В 2002 году получила премию памяти Михаила Левитина как лучший молодой кинокритик года, учрежденную Национальной гильдией киноведов и кинокритиков России. Её статьи опубликованы в различных изданиях: «Искусство кино», «Сеанс», «Киноведческие записки», Film Comment, OpenSpace, ART1 и других. Как критик неоднократно участвовала в работе жюри FIPRESCI на крупнейших международных фестивалях. Доктор искусствоведения, руководит мастерской киноведения в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения; преподаёт на Факультете свободных искусств и наук СПбГУ, где читает курс истории кино, а также курс «Голливуд: авторы и новаторы».

[порядок]

26.12.14 пятница 13.00 Библиотека им. Ф. Абрамова (Ивановская ул., 14)

Публичная лекция «Петербургский текст в пространстве современной литературы: Андрей Аствацатуров». Читает кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов Мария Дмитриевна АНДРИАНОВА. Лекция из цикла встреч любителей современной литературы «Неоновая лампа». Андрей Алексеевич Аствацатуров — один из тех, с кем ассоциируется новая петербургская литература. Филолог, автор монографий о Томасе Элиоте и Генри Миллере. Писатель, из-под пера которого вышли художественные книги «Люди в голом» и «Скунскамера», герой-рассказчик которых — типичный питерский «интеллигент-очкарик» в третьем поколении, — проводит читателя по местам своего позднесоветского детства и университетской юности, всюду сохраняя острую наблюдательность и самоиронию. При этом сам А.А. Аствацатуров считает, что «вдохновение, природный талант — мифы, которыми жил XIX век, да и то только первая его половина. Литература, с уходом романтиков, вернула себе право быть профессиональным ремеслом».

[абрамовка]

26.12.14 пятница 16.00 Дом актёра (Невский, 86)

Издательство «Аничков мост» и «Санкт-Петербургский Дом актера» представляют: презентация новой книги Народной артистки России Ларисы Малеванной. Любимая актриса и театральный режиссер предстанет теперь перед нами как талантливый писатель, чьи предыдущие книги «Песочница» и «Горошинка в шкатулке» уже стали редкостью. В уютной «Карельской гостиной» Дома актера вам будет представлена новая книга, в которую вошли несколько киносценариев, театральных инсценировок и рассказов Ларисы Ивановны. В презентации примут участие театральные деятели Петербурга, друзья и коллеги Ларисы Малеванной.

[анмост]

26.12.14 пятница 19.00 Буквоед на Восстания (Лиговский пр., 10)

Встреча с писателем Сергеем Носовым. Презентация нового издания книги «Тайная жизнь петербургских памятников». Сборник очерков известного писателя Сергея Носова «Тайная жизнь петербургских памятников» переиздается уже в четвертый раз, что лишний раз свидетельствует о необычайной популярности среди читателей. Герои его произведений – городские монументы со сложной и загадочной судьбой, забытые, а то и вовсе не появившиеся. «Все петербургские памятники можно рассматривать как единый организм, другую цивилизацию, которая пытается войти с нами в контакт, но мы его не замечаем, пренебрегаем», – рассказал о книге Сергей Носов. Необычная книга о «тайной жизни» памятников, несомненно, спровоцирует петербургского читателя на дополнительные прогулки по городу, а не петербургского — на посещение Петербурга.

[буквоед]

26.12.14 пятница 19.30 Порядок слов (Фонтанка, 15)

Вечер поэта Ирины Шостаковской. Ирина Шостаковская родилась в 1978 году, автор трех стихотворных книг. Дипломант поэтической премии «Московский счет» (2004, за сб. «Цветочки»). Стихи публиковались в альманахах «Авторник», «Вавилон», «Окрестности», антологии «Девять измерений». Лонг-лист премии «Дебют» в номинации «поэзия» (2002). Лауреат Премии Андрея Белого (2014) за рукопись книги «2013–2014: the last year book». «Эти тексты словно бы светятся ровным тусклым светом, а их эмоциональная реальность вы¬зывает в памяти поздние полотна Марка Ротко, выполненные в соответствующей гамме» (Кирилл Корчагин). «Год может продолжаться два года, дни могут становиться дольше недели или месяца, и чем старше становится поэт, то есть имеющий музыкальный голос за ушедшие или новые поколения, тем глубже проступает в сознании мысль, казавшаяся в юности смешной: ничего не меняется, и все эпохи срастаются в одну, а духи, вызванные на спиритическом сеансе — это мы с вами. В рукописи Ирины Шостаковской „The last year book 2013—2014“ есть и послание городу и миру, весна, оживающая в октябре, вечность одной ночи, проведенной в комнате перед окном без шторы, бесконечное летящее солнце, песенный лад, басенный мед, малиновый яд. Ярлык „некроинфантильное“, и ругательства, посыпавшиеся после него на молодого поэта из другого лагеря 15 лет назад, это отнюдь не то слово, которое стоит повторять. Скорее здесь, в этой поэзии есть то, как видится мир живых с другой стороны, здесь нет плоти, а лишь любовь, летающая по ту сторону смерти, и глядящая из зеркала» (Виктор Iванiв).

[порядок]

27.12.14 суббота 15.30 Библиотека Лермонтова (Литейный пр., 19)

Презентация 2-й выпуска поэтического альманаха «Свежий взгляд». «Свежий взгляд» – новое издание талантливых авторов. В нем публикуются стихи начинающих поэтов, пока не обладающих большим издательским опытом, но желающих заявить о себе, высказать свою точку зрения по злободневным проблемам современной жизни, а также широко известные поэты России, лауреаты поэтических фестивалей, члены Российских Союзов Писателей.

[лермонтовка]

28.12.14 воскресенье 16.00 Музей Пушкина на Мойке, 12

«День Поэзии». Литературный вечер Союза писателей России.

[музей]

28.12.14 воскресенье 19.30 Порядок слов (Фонтанка 15)

Творческий вечер Наталии Азаровой, на котором будут представлены две новые книги стихов: Раззавязывание: Книга стихов. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2014. Календарь (Книга гаданий). — М.: ОГИ, 2014. В 2014 году Наталия Азарова стал лауреатом премии Андрея Белого за поэтический перевод «Морской Оды» Фернандо Пессоа.

[порядок]

29.12.14 понедельник 19.30 Порядок слов (Фонтанка 15)

Презентация книги филолога, преподавателя, литературного критика Александра Житенёва «Emblemata amatoria: Статьи и этюды» (Воронеж: Наука-Юнипресс, 2015). В книгу вошли статьи и эссе, объединенные проблематикой инаковости в литературе последней трети XX — начала XXI веков. Автор анализирует варианты критического дискурса в неподцензурной (В. Кривулин, Б. Иванов, Д. Пригов и др.) и современной литературе (М. Айзенберг, А. Скидан, Г. Дашевский, М. Степанова, И. Гулин), характеризует ряд актуальных поэтических практик (Е. Фанайлова, Г. — Д. Зингер, М. Степанова, И. Ахметьев, А. Порвин, В. Бородин и др.), исследует различные коды чувственности (Н. Кононов, Е. Харитонов, А. Ильянен, С. Снытко и др.). Александр Анатольевич Житенёв (р. 1978) — российский филолог, преподаватель, литературный критик. Специалист в области литературы самиздата, неподцензурной поэзии 1960—1980-х гг… Автор многочисленных работ о современной российской поэзии, прозе, литературной критике, публиковавшихся, помимо академической печати, в литературных журналах и в интернете.

[порядок]

04.01.15 воскресенье, праздник 17.00 Центр современной литературы и книги (Наб. адм. Макарова, 10)

Вечер памяти Вадима Шефнера.

[соб. инф.]

07.01.15 среда, праздник 19.30 Новая сцена Александринского театра (пл. Островского, 2, наб. Фонтанки. 49А) 100 р.

Новая сцена Александринского театра представляет авторскую программу известного петербургского кинокритика и историка кино Михаила Трофименкова. Первый цикл, подоготовленный Трофименковым для Новой сцены – «Другие 60-е» – стартует 3 декабря. Михаил Трофименков: Великое кино 1960-х сведено ныне к теленабору из дюжины хитов. Но 1960-е – это не «Бриллиантовая рука» с «Заставы Ильича». Это эксцентричные, странные, жестокие, нежные фильмы. Михаил Трофименков поговорит о таких фильмах 60-х: «Жестокость» (1959) Владимира Скуйбина – таежный нуар о предательстве; «Черная чайка» (1962) Григория Колтунова – триллер о кубинской революции; «Хроника одного дня» (1963) Витаутаса Жалакявичюса – фильм-вопрос: «Почему ты стоял под деревом, когда рядом убивали человека?»; «Гадюка» (1965) Виктора Ивченко – реквием по революционной романтике; «Ноктюрн» (1966) Ростислава Горяева – баллада об интербригадовской любви; «Комиссары» (1969) Николая Мащенко – иконописный фильм о чекистах; «Хроника ночи» (1972) Алексея Спешнева – рок-опера в захваченном террористами самолете. 17 декабря встреча будет посвящена фильму «Хроника одного дня» (1963) Витаутаса Жалакявичюса.

[новая сцена]

09.01.15 пятница, праздник 17.00 Музей Достоевского (Кузнечный пер., 5/2)

На выставке «СВИДЕТЕЛЬ: СВЯЩЕННИК ПАВЕЛ АДЕЛЬГЕЙМ», проходящей с 11.12.14 (вернисаж в 17.30) по 19.01.15, состоится поэтический вечер памяти о.Павла Адельгейма с участием С.Стратановского, Е.Пудовкиной, П.Брандта.

[музей]

16.01.15 пятница 18.30 Музей Достоевского (Кузнечный пер., 5/2)

На выставке «СВИДЕТЕЛЬ: СВЯЩЕННИК ПАВЕЛ АДЕЛЬГЕЙМ», проходящей с 11.12.14 (вернисаж в 17.30) по 19.01.15, состоится круглый стол «Восстановление человека. Опыт служения отца Павла».

[музей]

17.01.15 суббота время уточняется Центр современной литературы и книги (Наб. адм. Макарова, 10)

Презентация книги «Нефертити и Эхнатон. Атланты среди нас» и открытие выставки Александры Невской.

[цслк]

17.01.15 суббота 19.00 Арт-пространство «Территория Город»(Конюшенная пл., 2, лит. Б, 3 этаж) 300 р.

Повторный показ моноспектакля по стихам Стефании Даниловой «Веснадцать раз о любви». Стефания Данилова — хрупкая девушка из Петербурга, покорившая своей поэзией, идущей из живого и умного сердца, тысячи и десятки тысяч людей в России и за ее пределами. Режиссер Михаил Сабитов познакомился в 2012 году с дебютной книгой Стэф «Реминисценции», а в 2014 году с самой поэтессой лично, и загорелся желанием поставить ее стихи в настоящем театре. Проведите холодный вечер 6 декабря в компании этих замечательных и теплых строк, которые будут звучать со сцены в исполнении талантливой актрисы Натальи Сабитовой как для Вас, так и для их автора.

[соб. инф.]

20.01.15 вторник 18.00 Музей Ахматовой (вход с Литейного, 53)

Презентация книг: Наталья Прозорова «Ольга Берггольц. Начало. По ранним дневникам». СПб, «Росток». 2014 (286 c., ил.) Ольга Берггольц «Не дам забыть…» Избранное. Стихотворения и поэмы. Дневные звёзды. Воспоминания современников. СПб, ООО «Полиграф». 2014 (684 с., ил.) Издательства приглашают на встречу с подготовившим и прокомментировавшим эти книги исследователем творчества и жизни блокадной музы Ольги Берггольц, лауреатом премии им. Бориса Корнилова «На встречу дня!», кандидатом филологических наук Натальей Прозоровой В представлении книг принимают участие специалисты по творчеству Ольги Берггольц писатель, редактор Наталия Соколовская режиссер, сценарист Людмила Шахт и другие. Книги есть в продаже (цена 400 и 480 руб. соответственно)

[музей]

21.01.15 среда 19.30 Новая сцена Александринского театра (пл. Островского, 2, наб. Фонтанки. 49А) 100 р.

Новая сцена Александринского театра представляет авторскую программу известного петербургского кинокритика и историка кино Михаила Трофименкова. Первый цикл, подоготовленный Трофименковым для Новой сцены – «Другие 60-е» – стартует 3 декабря. Михаил Трофименков: Великое кино 1960-х сведено ныне к теленабору из дюжины хитов. Но 1960-е – это не «Бриллиантовая рука» с «Заставы Ильича». Это эксцентричные, странные, жестокие, нежные фильмы. Михаил Трофименков поговорит о таких фильмах 60-х: «Жестокость» (1959) Владимира Скуйбина – таежный нуар о предательстве; «Черная чайка» (1962) Григория Колтунова – триллер о кубинской революции; «Хроника одного дня» (1963) Витаутаса Жалакявичюса – фильм-вопрос: «Почему ты стоял под деревом, когда рядом убивали человека?»; «Гадюка» (1965) Виктора Ивченко – реквием по революционной романтике; «Ноктюрн» (1966) Ростислава Горяева – баллада об интербригадовской любви; «Комиссары» (1969) Николая Мащенко – иконописный фильм о чекистах; «Хроника ночи» (1972) Алексея Спешнева – рок-опера в захваченном террористами самолете. 17 декабря встреча будет посвящена фильму «Гадюка» (1965) Виктора Ивченко.

[новая сцена]

22.01.15 четверг 19.00 Старая Вена (вход с Гороховой, 8)

ОТКРЫТИЕ ЗИМНЕ-ВЕСЕННЕГО ЛИТЕРАТУРНОГО СЕЗОНА. презентация книги ТАТЬЯНЫ НИКОЛЬСКОЙ «Спасибо, что вы были…» (СПб.: Юолукка, 2014) Книга мемуарных текстов о встречах, совместной работе и дружбе со многими замечательными современниками. Среди героев: А. Ахматова, И. Бродский, И. Бахтерев, Л. Чертков, Л. Лосев, В. Уфлянд, С. Довлатов, А. Хвостенко, М. Костава, З. Гамсахурдиа и др. В приложении в качестве иллюстраций опубликованы рассказы Т. Никольской, а также перевод Т. Никольской с грузинского воспоминаний поэтессы Дали Цаавы об Иосифе Бродском. Татьяна Никольская. Литературовед, исследователь авангарда. В 1969 г. окончила филологический факультет ЛГУ. Специалист по русской поэзии и прозе 1910-1930-х гг. (Софья Парнок, Сергей Нельдихен, Леонид Добычин, Игорь Терентьев, Илья Зданевич, Александр Туфанов, Юрий Марр и др.), а также по русско-грузинским литературным связям. Ею подготовлены первые или наиболее полные издания этих авторов. Неоднократно жила в Грузии, где изучала грузинский язык, собирала материалы для монографии «Фантастический город»: «Русская культурная жизнь в Тбилиси 1917–1921» (М., 2000). Автор около 250 научных работ. С 1987 г. по настоящее время работает в библиотеке Института восточных рукописей РАН. Лауреат премии А. Крученых (Херсон,1993). За помощь в проведении Дней Грузии в Санкт-Петербурге и пропаганду грузинской культуры награждена орденом Чести Республики Грузия (2003).

[вена]