SPbLitGuide 14-10-2

Индекс 1. Санкт-Петербургский Литературный Гид
октябрь 2014 # 2(1032)

09.10.14 четверг 18.00 Музей Ахматовой (вход с Литейного, 53)

Презентация книги Александра Кушнера «Античные мотивы» (издательство «Геликон Плюс», 2014). Вечер ведет Яков Гордин. В новой книге Александра Кушнера «Античные мотивы» собраны стихи, объединенные единой темой античности. Кроме стихов, в книгу включено эссе «С Гомером долго ты беседовал один», в котором автор размышляет о значении античности для русской литературы, о ее влиянии на русскую поэзию.

[музей]

 

09.10.14 четверг 19.00 Дом писателя (Звенигородская, 22)

Поэтический вечер «Санкт-Петербург-Копенгаген» при участии Галины Сергеевны Гампер (поэт, литературовед и переводчик, Санкт-Петербург), Егора Фетисова (поэт, Копегаген, Дания), Калерии Соколовой (поэт, Санкт-Петербург), Ольги Туркиной (поэт, художник, редактор журнала «Вокзал», Санкт-Петербург), Елены Качаровской (поэт, Санкт-Петербург).

[соб. инф.]

 

09.10.14 четверг 19.00 Старая Вена (вход с Гороховой, 8)

Презентация 5-го тома антологии современной петербургской поэзии «СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ» (Поэзия Петербурга 2013 года) (СПб.: Лимбус Пресс, 2014; Редакторы-составители Д. Григорьев, В. Земских, А. Мирзаев и С. Чубукин) «Собрание сочинений» — это не обычный литературный проект. Многотомная антология современной поэзии Санкт-Петербурга… Такого на берегах Невы еще не было. Предыдущие сборники включали поэтические произведения, созданные в 2009–2012 годах. В пятый, итоговый том «Собрания…», вошли стихи, написанные в 2013 году: Пять основных разделов составили подборки двадцати шести поэтов; в разделе «Ex patria» – тексты пяти поэтов из Петербурга, ныне живущих в других странах: Ильи (Бориса) Берковича (Израиль), Игоря Бурихина (Германия), Жанны Сизовой (Великобритания), Виктории Поповой (Швейцария) и Андрея Тата (США). Завершают этот том поэты, ушедшие из жизни в XXI столетии: Ольга Бешенковская, Михаил Генделев, Дмитрий Генералов, Илья Фоняков (раздел «In memoriam»). Всего в пяти томах «Собрания сочинений» опубликованы подборки стихотворений 182 поэтов. Проект по изданию антологии современной поэзии СПб. закрыт. «Петербургский период русской литературы» продолжается! В презентации принимают участие редакторы-составители антологии и авторы, чьи подборки вошли в 5-й том «Собрания сочинений».

[вена]

 

09.10.14 четверг 19.00 Галерея «12 июля» (Наб. канала Грибоедова, 100)

выступление Дмитрия Озерского, Николая Рубанова и Михаила Коловского — трёх участников группы «АукцЫон». Дмитрий прочтёт свои ироничные, обэриутские стихи. Николай Рубанов и Михаил Коловский наполнят стихи музыкой. Дмитрий Озерский – поэт, музыкант, автор большинства текстов группы «АукцЫон». В 2009 году вышел сборник стихов Озерского «Там, где…», в 2012 повесть «Город Жаб». Николай Рубанов – саксофонист «АукцЫона», лидер «Союза Космического Авангарда», участник десятков музыкальных проектов. Инструменты: сопрано-, альт-, тенор-, баритон- и бас- саксофоны, бас-кларнет, клавишные и синтезатор. Михаил Коловский – тубист, участник группы «АукцЫон» и Санкт-Петербургского оркестра импровизации. Выступал с группами «Союз Космического Авангарда», «Надо подумать», «Ветровъ», «Народное Ополчение», играл в составе трио Коловский-Летов-Гаркуша.

[12 июля]

 

10.10.14 пятница 18.00 Библиотека Лавренева (Карповка, 28)

Поэтический салон — торжественное открытие сезона. Программа будет формироваться по мере поступления заявок, время выступления от 5 до 10 минут (5 минут для стихов, 10 — для песен). Помимо выступлений предлагается дискуссия в форме открытого семинара на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ПОЭТ – КТО ЭТО?». В опросе на стене встречи предложены несколько вариантов ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Обсуждение здесь:http://vk.com/topic-78131559_30850010. Желающие поучаствовать в дискуссии могут заранее подготовиться и, возможно, прочесть стихотворение своего любимого современного поэта. Кроме того, на этой встрече будут обсуждаться насущные организационные вопросы: выпуск третьего изборника «Карповка, 28», регулярность и темы вечеров и мн. др.

[салон]

 

10.10.14 пятница 18.30 Библиотека Лермонтова (Литейный пр., 19)

Презентация книги стихотворений Романа Круглова – поэта, прозаика, критика, редактора, филолога, Члена Союза Писателей России — «Двигатель внутреннего сгорания». В третьей книге по-новому раскрывается тема противоречивой души современного человека и поисках твердой ценностной основы. Музыкальное сопровождение.

[лермонтовка]

 

10.10.14 пятница 21.30 Клуб «Ящик» (Лиговский пр., 50, корп. 13) 500 р.

Сола Монова и Сонька Зуева.

[ящик]

 

11.10.14 суббота 19.30 Порядок слов (Фонтанка 15)

поэт Владимир Кучерявкин представит в Порядке слов свою новую книгу «Созерцание С.», изданную «Новым литературным обозрением». Презентацию будет вести поэт и критик Александр Скидан. Александр Скидан о книге: «Есть сюрреалистическая поэтика шока и есть обэриутская поэтика мерцания — Владимир Кучерявкин наследует и той, и другой. Рваный, скрежещущий, «трамвайный» ритм, грамматические сдвиги и неправильности расшатывают регулярный стих, сообщая ему скрытую, «дребезжащую» гармонию, которая лучше «явной», ибо за алогизмом и диссонансами, за «адом диких шумов и визгов» позволяет расслышать главный мотив этой поэзии: братство, товарищество сущих в «заговоре против пустоты и небытия». Владимир Кучерявкин родился в Калининграде (Кёнигсберге) в 1948 году. Окончил филологический факультет Ленинградского университета, работал инструктором пожарной охраны, оператором газовой котельной, преподавал в Институте иностранных языков. Последние годы живет в поселке Усть-Волма Новгородской области. Автор книг «Танец мертвой ноги» (1994), «Вдалеке от кордона» (1994), «Треножник» (2001), «Избранное» (2002). Шорт-лист Премии Андрея Белого (2001). Александр Скидан — поэт, критик, переводчик. Автор четырех поэтических книг и двух сборников эссе — «Критическая масса» (1995) и «Сопротивление поэзии» (2001). Переводил современную американскую поэзию и прозу, теоретические работы Поля де Мана, Дж. Хиллиса Миллера, Жана-Люка Нанси, Паоло Вирно, Геральда Раунига. Лауреат Тургеневского фестиваля малой прозы (1998), Премии «Мост» за лучшую статью о поэзии (2006), Премии Андрея Белого в номинации «Поэзия» (2006).

[порядок]

 

14.10.14 вторник 18.00 Музей Ахматовой (вход с Литейного пр., 53)

Творческий вечер поэта Татьяны Вольтской.

[музей]

 

14.10.14 вторник 19.00 Буквоед на Невском, 46

Презентация нового детектива А. Марининой «Ангелы на льду не выживают». Автограф-сессия. Не каждый может танцевать на льду, а поскользнуться может каждый» – такие слова звучали в добродушной советской песенке. Времена изменились. Теперь на льду не поскальзываются, а разбиваются вдребезги. Ведь большой спорт – это сфера больших интриг, подкупов, провокаций, козней. С трибун мы видим сказочно-красивое зрелище. А под трибунами – в раздевалках, в кабинетах спортивных сановников, в тесных тренерских комнатах – происходят события жуткие и циничные. Иногда спортивные дрязги заканчиваются убийством… Александра Маринина – непревзойденный мастер психологической остросюжетной драмы. Этого автора отличает очень глубокое проникновение в тему, которую она берет в свой авторский прицел, – будь-то реалии оперативно-розыскной сферы, жизнь судебно-медицинского эксперта или жестокие войны мира спорта. В отличие от многих других писателей Александра Маринина знает, о чем пишет. Прежде чем взяться за криминальный роман о мире фигурного катания, она буквально с головой погрузилась в этот водоворот спортивного азарта и отчаяния. Теперь Александре Марининой точно известно, сколько стоит спортивная победа. Причем в рублях, в долларах, в евро…

[буквоед]

 

15.10.14 среда 18.00 Музей Ахматовой (вход с Литейного пр., 53)

Проект «POET-IN-RESIDENCE». Из цикла «Золотые страницы европейской литературы»Алексей Машевский. «Евгений Баратынский и его книга “Сумерки”».

[музей]

 

16.10.14 четверг 18.00 Музей Ахматовой (вход с Литейного пр., 53)

Презентация книги Евгения Лукина «Книга павших». Стихи поэтов Первой мировой войны (Изд. «Лики России»,СПб, 2014). Вечер ведет Евгений Лукин.

[музей]

 

16.10.14 четверг 19.00 Старая Вена (вход с Гороховой, 8)

Осенний этап фестиваля «Петербургские мосты». 1. Вечер памяти Андрея Новикова (Москва). Презентация книги «Нерасчётливый наследник». 2. Презентация книги Ильи Леленкова «Пятнадцать огурцов и одно мороженое».

[вена, мосты]

 

16.10.14 четверг 19.30 Порядок слов (Фонтанка 15)

Презентация книги «Православная этика и материя коммунизма» Давида Зильбермана, написанной в 1977 году. Алла Митрофанова — независимая исследовательница в области философии и культуры — расскажет, как советское общество рассталось с религией, но осталось в своем устройстве связано с византийско-российской христианской традицией. Зильберман был участником философской ситуации, которая началась с московского логического кружка (Мамардашвили, Щедровицкого, Зиновьева), затем подъема социологии 1960-х и теории культурных типов. Это не апология и не критика, а исследование культурных и политических автоматов, которые, оставаясь неосознанными, в разные исторические и технологические эпохи сходным образом воспроизводят модели гражданского общества и отношения власти и сопротивления. Зильберман находит, что философские теории, политическая практика коммунизма принадлежат культурному типу, который можно описать через православную этику и марксизм. Все они сформировались в одной культурной традиции и имеют связь, даже если внешне не похожи. Это родство определяется не тематически, а типологическими структурными автоматизмами: тип субъективации, доминантные этические значения, тип властного и революционного высказывания (динамика приказократии и анархии). Книга должна читаться в теоретическом контексте рубежа 1970—1980-х: Лекций по биополитике Мишеля Фуко (1978-79), книги «Критика и обоснование справедливости» Люка Болтански и Лорана Тавено (1981) и пр.

[порядок]

 

17.10.14 пятница 19.00 Дом писателя (Звенигородская, 22)

Осенний этап фестиваля «Петербургские мосты». «Журнальный зал»: Презентация журналов «Иные берега» (Финляндия), «Северная Аврора» (Санкт-Петербург), «Зинзивер» (Москва-СПб) и других.

[домпис, мосты]

 

18.10.14 суббота 14.00 Центр современной литературы и книги (Наб. адм. Макарова, 10)

Осенний этап фестиваля «Петербургские мосты». «День рождения ЛитО «Пиитер»: 1 часть: выступление петербургских участников ЛитО. 2 часть: выступление московских участников ЛитО: Борис Панкин, Дмитрий Плахов, Герман Власов и др. 3 часть: «Пиитерский мостик»: командный поэтический турнир Гости фестиваля & ЛитО «Пиитер».

[цслик, мосты]

 

18.10.14 суббота 19.00 Дом молодёжи «Рекорд» (Садовая ул., 75)

Осенний этап фестиваля «Петербургские мосты».Танцевально-поэтический перформанс [MOVING POETRY] Поэтический гала-концерт при участии петербургских поэтов и гостей фестиваля.

[мосты]

 

18.10.14 суббота 19.00 Арт-салон на Невском, 24 (вход со двора на Малой Конюшенной, 9, подняться на лифте на посл. этаж и полпролёта вниз, кв. 154) Вход 300 р.

Секретный концерт Владимира Антипенко.

[арт-салон]

 

18.10.14 суббота 19.30 Порядок слов (Фонтанка 15)

Презентация «Малого руководства по инэстетике» — перевода книги Алена Бадью, вышедшего в издательстве Европейского университета в Санкт-Петербурге. В обсуждении примут участие профессор ЕУ, научный редактор серии «Эстетика и политика» Артемий Магун, поэт и критик Александр Скидан и философ Александр Погребняк. В «Малом руководстве по инэстетике» Бадью, знаменитый своими общефилософскими и социально-философскими идеями, применяет их к эстетической сфере, указывая на интимную связь (хотя и не тождество) между искусством, философией и политикой. Отношения философии и искусства, согласно Бадью, укладываются в три схемы — дидактизм, романтизм и классицизм. Несмотря на различия, эти три подхода едины в том, что либо мыслят истину вне искусства, либо не признают уникальности истины произведения искусства. Особенность «инэстетики» Бадью состоит как раз в том, чтобы помыслить эту истину имманентной и специфичной, т. е. уникальной истиной искусства. Искусство само мыслит, и в результате событий (по Бадью — художественные движения, «конфигурации») производит идеи и истины, субъектами которых становятся отдельные произведения.

[порядок]

 

19.10.14 воскресенье 13.00 Буквоед на Восстания (Лиговский пр., 10)

Осенний этап фестиваля «Петербургские мосты». Финал Всероссийского детского поэтического конкурса «Первый автограф».

[буквоед, мосты]

 

19.10.14 воскресенье 16.30 Музей Набокова (Большая Морская ул., 47)

Осенний этап фестиваля «Петербургские мосты». «Гости фестиваля». 1 часть: Игорь Караулов (Москва). 2 часть: Лилия Газизова (Казань), Ольга Аникина, Юлия Белохвостова (Москва), Юрий Касьянич (Латвия), Пяйви Ненонен (Финляндия).

[музей, мосты]

 

19.10.14 воскресенье 19.30 Концертный зал у Финляндского (Арсенальная наб, 13/1) билеты в театральных кассах

Творческий вечер поэта Александра Городницкого «И жить ещё надежде…» Презентация книги стихов и песен «21-й тревожный век».

[соб. инф.]

 

19.10.14 воскресенье 19.30 Порядок слов (Фонтанка 15)

Встреча с Томасом Венцловой — выдающимся поэтом, переводчиком и литературоведом, главным, наверное, послом литовской культуры в мире. Томас Венцлова родился в Клайпеде, но в детстве переехал с семьей в Вильнюс. В советское время публиковался в самиздате (единственная официально изданная книга — «Знак речи», 1972), занимался наукой и правозащитной деятельностью, будучи одним из основателей Литовской Хельсинкской группы. С 1977 года жил в эмиграции. Стихи Венцловы переведены на множество языков Европы и мира, а в России его первым переводчиком был друг поэта Иосиф Бродский. Венцлова, в свою очередь, переводил на литовский стихи Бродского, Ахматовой, Мандельштама, Пастернака, Чеслава Милоша, Т.С.Элиота и других авторов, писавших на русском, польском и других языках. Автор научных работ о литовской, русской и польской литературе, лауреат многих наград разных стран мира.

[порядок]

 

20.10.14 понедельник 19.00 Дом писателя (Звенигородская ул., 22)

Осенний этап фестиваля «Петербургские мосты». Презентация пятитомной антологии современной петербургской поэзии «Собрание сочинений».

[домпис, мосты]

 

20.10.14 понедельник 19.00 Буквоед на Невском, 46

Презентация книги «Пари с морским дьяволом» российского автора детективных романов Елены Михалковой. Автограф-сессия. В своей новой книге мастер остросюжетной прозы Елена Михалкова предлагает читателям отправиться в морское путешествие под парусами. Бирюзовое теплое море, живописные берега, одна из самых красивых в мире бригантин, компания приятных людей… Но идеальный отпуск быстро превращается в кошмар, когда на борту происходит убийство. И теперь тем, кто остался в живых, придется найти убийцу. Классический детективный сюжет, филигранно выстроенная интрига, изысканный авторский стиль – каждая книга Елены Михалковой – настоящий подарок для читателей. Талант автора оценили даже коллеги по литературному цеху, в том числе мэтр современной литературы Борис Акунин.

[буквоед]

 

20.10.14 понедельник 19.30 Порядок слов (Фонтанка 15)

Вечер памяти Бориса Дубина. Выдающегося переводчика, поэта и социолога не стало 20 августа. Борис Дубин был человеком, осуществившим в своей жизни связь науки и творчества. В шестидесятые он публиковался в самиздате, начиная с семидесятых занимался литературным переводом — сначала с французского, а потом и с испанского, португальского и польского. В его переводах публиковались произведения Антонио Мачадо, Хуана Рамона Хименеса, Федерико Гарсиа Лорки, Сесара Вальехо, Хосе Лесамы Лимы, Октавио Паса, Гийома Аполлинера, Хорхе Луиса Борхеса, Эмиля Мишеля Чорана, Анри Мишо, Мориса Бланшо, Ива Бонфуа, Филиппа Жакоте, Фернандо Пессоа, Эндре Ади, Кшиштофа Бачинского, Чеслава Милоша и других. Кроме этого, Борис Дубин — автор множества работ по литературоведению и социологии; он преподавал в Институте европейских культур РГГУ и Московской высшей школе социальных и экономических наук, работал во ВЦИОМ и Левада-центре. В вечере примут участие Ирина Кравцова (Издательство Ивана Лимбаха), Сергей Стратановский, Игорь Булатовский, Алексей Порвин, Александра Цибуля, Иван Соколов, Валерий Шубинский, Всеволод Багно, Валерий Дымшиц, Константин Шавловский, Дмитрий Равинский, Вера Кобец, Дарья Синицына. Приглашены к участию Михаил Еремин, Владимир Беляев, Александр Скидан.

[порядок]

 

21.10.14 вторник 18.30 Еврейский общинный центр (ул. Рубинтейна, 3)

Творческий вечер из цикла «ТРЕУГОЛЬНИК»: поэты АЛЕКСАНДР ГУЩИН и АНАТОЛИЙ ЕРШОВ.

[еоц]

 

21.10.14 вторник 19.00 Буквоед на Невском, 46

Презентация нового романа «Наука о небесных кренделях» Е. Колиной. Автограф-сессия. Это смешно и умно написанная картина сегодняшней (время действия: март 2014 года) жизни — о нас, где каждый в хороводе персонажей узнает себя и своих близких. И особенно пронзает на фоне сегодняшнего разлада посыл: мы так дорожим нашими взглядами, любим свои обиды, лелеем комплексы, мы кричим друг другу: «Ты мне никто! Навсегда!» Но когда приходит беда, важным становится другое — Преданность, Благородство, Любовь. Чудесный дар иронии, которым Елена Колина обладает как никто в современной прозе, превращает «сатиру на нравы» в нежный роман о воспитании чувств: здесь много смеха, много слез, много боли. Можно смеяться, можно бояться, можно — думать. Этот роман мог появиться только сегодня, в контексте сегодняшних проблем, волнующие общество и каждого из нас. И именно сегодня нужен тому читателю, кому важно понять – он не одинок в своих поисках — мира, счастья, равновесия.

[буквоед]

 

21.10.14 вторник 19.30 Порядок слов (Фонтанка 15)

Поэт и прозаик Александр Белых представит в Порядке слов две свои книги. «Справочки» (издательство Константина Дмитриенко niding.publ.UnLTd) — новая книга поэзии Александра, «Феноменологический синематограф» — эссе о текстах Николая Кононова. Александр Белых о книге «Справочки»: Стихи как бюрократические справки является моей художественной находкой, вдруг обнаруженной в косноязычной поэзии 18 века, в частности у Александра Сумарокова. Если всяческие бюрократические справки сопровождают человека от рождения до его смерти, то почему стихи не могут быть юридическим свидетельством во всём их великолепном косноязычии в нашей гражданской жизни? В книгу «Феноменологический синематограф» вошли два эссеистических сочинения о творчестве поэта и прозаика Николая Кононова. Эти два имени символически связывают разрывающуюся ткань пограничного бытия русской литературы, оказавшейся в анклавах русского пространства эпохи перемен. Исследуя вещество поэзии и прозы, автор делает попытку обнаружить связь образов с ключевыми идеями и понятиями художественно-философского миросозерцания Николая Кононова в их непрерывном единстве и развитии на протяжении всего творческого пути — от первой поэтической книги «Орешник» (1987) до романа «Фланёр» (2011). Александр Белых (Вялых) — поэт, прозаик, переводчик с японского, драматург. Его переводы японской прозы, в том числе романы Юкио Мисимы «Шум прибоя», «Жажда любви», «Запретные цвета» и классической японской поэзии вышли в московских и петербургских издательствах. Оригинальные стихи (в том числе хайку) и проза опубликованы в журналах и альманахах «Знамя», «Дети Ра», «Рубеж», «РИСК», «Тритон», «Октябрь», «Иностранная литература», антологии «Нестоличная литература», на сайтах «Лавка языков», «Сетевая словесность». Роман «Сны Флобера» (2013) был выдвинут на национальную премию «Большая книга». Александр Белых живет во Владивостоке.

[порядок]

 

21.10.14 вторник 19.30 UTKA bar (Моховая ул., 45)

«КУНШТЮК & СТЕКЛОВАТА»: Сергей Данюшин и Евгений Мякишев.

[соб. инф.]

 

22.10.14 среда 19.00 Арт-салон на Невском, 24 (вход со двора на Малой Конюшенной, 9, подняться на лифте на посл. этаж и полпролёта вниз, кв. 154) Вход 200 р.

Мари Stell и друзья. Мелодекламация.

[арт-салон]

 

22.10.14 среда 19.00 Буквоед на Невском, 46

Презентация книги «Крымский ковчег» писателя, главного редактора издательства «Астрель-СПБ» Александра Прокоповича. Автограф-сессия. Александр Прокопович – писатель-фантаст, сценарист, редактор – представляет первую книгу проекта «Московские боги» – «Крымский ковчег». Москва никому не верит. Москва ничего не прощает. Так было раньше, когда здесь жили люди. Только не стоило привозить сюда Крымский Ковчег. И точно не надо было открывать. Теперь хозяевами Москвы стали Падшие. Не то демоны, не то пришельцы. Но московские правила остались прежними. Москва, как и прежде, пожирает людей, только теперь она за это исправно платит…

[буквоед]

 

22.10.14 среда 20.00 Галерея «Двойка» (Миллионная ул., 4/3) 200 р.

Жен По. Вечер женской поэзии.

[двойка]

 

24.10.14 пятница 19.00 Буквоед на Восстания (Лиговский пр., 10)

Встреча с писателем-фантастом Дмитрием Русом. Презентация книги «Играть, чтобы жить. Книга 5. Битва». Земля русского кластера дрожит от поступи врагов. Разгневанные боги хмурятся с небес. Спецслужбы сцепились в круговерти собачьей свалки. Сотни тысяч разумных радостно режут друг друга. Это больше не игровой квест и не потешная возня пары кланов вокруг богатой ресурсами локации. Это война! Война цивилизаций, религий и граней света. Рыдает от боли земля, астральные сущности в ужасе отворачивают лица. Рушатся башни горящих замков, плавится от жара обреченный камень. Враг идет! Стекаются в Долину беженцы, собирается в кулак ударная мощь Альянса. Глеб уже не просто лидер клана. Он Вождь и центр кристаллизации сил сопротивления. И нет у тебя выбора, если за спиной — испуганные детские глаза и биение сердец тысяч доверившихся тебе людей. О новой книге, литературном творчестве и многом другом расскажет на встрече с читателями популярный писатель-фантаст Дмитрий Рус. В конце встречи каждый читатель сможет получить памятный автограф.

[буквоед]

 

24.10.14 пятница 19.00 Буквоед на Невском, 46

Презентация книги «Она уже мертва» Виктории Платовой. Презентация книги «Она уже мертва» мастера современной прозы Виктории Платовой. Автограф-сессия. Никто не любит вспоминать о том лете. Нет, не так. Все просто вычеркнули его из памяти, вовремя остановились у черты, за которой снова появляется этот запах – затхлого песка, мертвых дафний и полуразложившихся водорослей. В них когда-то нашли…Не произносить имени. Виктория Платова виртуозно обыгрывает классический сюжет, предлагая читателю виртуозно выстроенную интригу, яркий авторский стиль, живописную фактуру и неожиданные повороты сюжета. Новая книга звезды современной литературы – это настоящее наслаждение и интеллектуальный праздник для миллионов поклонников ее творчества.

[буквоед]

 

24.10.14 пятница 20.00 Кафе «Чеширский кот» (ул. Жуковского, 13)

ЮЛЯ БЕЛОМЛИНСКАЯ И САНЯ ЕЖОВ представляют свой диск «ХИБРАЙСКИЕ ПЕСНИ».

[соб. инф.]

 

25.10.14 суббота 19.00 Буквоед на Восстания (Лиговский пр., 10)

Встреча с писателем-фантастом Вадимом Пановым. Презентация новой книги «Зеленый гамбит». Нет покоя в Тайном Городе! Да и откуда ему взяться, если первый князь Нави, вечный изгнанник Ярга вернулся в большую игру и собирается захватить власть над Тайным Городом и всей Землей. И неумолимо движется к своей цели. Заговоры и предательства — вот война Ярги, и на шее королевы Всеславы уже затягивают петлю те, кого она считает верными подданными. Зеленый Дом шатается, и многие начинают следовать принципу: «Нужно ставить на победителя», имея в виду первого князя. Тень легендарного Ярги нависла над Тайным Городом, но в том продуманном хаосе, который он создает, есть четверо неизвестных — вынырнувшие из небытия обитатели Знающих Выселок. Которых считали мертвыми. Которых считали врагами. Кем они станут теперь? На встрече с читателями Вадим Панов расскажет о новой книге, ответит на вопросы читателей и оставит всем собравшимся памятные автографы.

[буквоед]

 

27.10.14 понедельник 19.00 Буквоед на Восстания (Лиговский пр., 10)

Встреча с писателем-фантастом Олегом Дивовым. Презентация новой книги «Вундервафля». Олег Дивов — культовый писатель, один из самых титулованных авторов русской фантастики. Совокупный тираж его романов приближается к 1,5 млн. экз. Наиболее известные произведения: «Мастер Собак», «Лучший экипаж Солнечной», «Выбраковка», «Симбионты». Сборник фантастических рассказов Олега Дивова «Вундервафля» вышел в издательстве «Эксмо» в августе этого года. В авторский сборник включены не только «лучшие рассказы последних лет», но и совсем новые.

[буквоед]

 

28.10.14 вторник 19.00 Буквоед на Восстания (Лиговский пр., 10)

Встреча с поэтом и публицистом Анджеем Иконниковым-Галицким. Презентация книги «Три цвета знамени. Генералы и комиссары 1914–1921». Анджей Иконников-Галицкий расскажет о своей новой книге «Три цвета знамени. Генералы и комиссары 1914 – 1921», вышедший в издательстве «Азбука», – книге о генералах, офицерах и солдатах, участниках Первой мировой войны, которым в будущем предстоит стать знаменитыми героями войны Гражданской, вождями и военачальниками красных и белых армий. В их образах, многие из которых стали хрестоматийными или одиозными, автор раскрывает новые, неожиданные и парадоксальные черты, знакомит читателя с неизвестными страницами их воинских биографий, вплетенных в события Первой мировой войны. Иконников-Галицкий использует новейшие исследования и материалы (документы, дневники, письма), заставляющие переосмыслить многие события и факты истории Первой мировой войны и Российской революции.

[буквоед]

 

29.10.14 среда 19.00 Буквоед на Невском, 46

Презентация книги Никиты Аверина «Крым-2. Остров головорезов». Автограф-сессия. «Роман «Крым» Никиты Аверина здорово отличался от остальных книг «Вселенной Метро»: там, где прочие пугают и запутывают, погружают в беспросветный мрак, Аверин держится солнечной стороны, а его герои никогда не теряют надежды на лучшее. «Крым» был успехом, и «Крым-2» обречен этот успех повторить. Потому что даже наисуровейшие герои иногда улыбаются». (Дмитрий Глуховский) Казацкие разъезды бесследно исчезают в Степи. Во дворец крымского хана в Бахче-Сарае прокрались диверсанты. Питьевые колодцы Союза Вольных Городов отравлены. Все чаще на улицах Симферополя мелькают рясы приверженцев Серого Света. Все жители острова сходятся в одном – в своих несчастьях они винят клан Листонош. Бывшие враги стали друзьями, а верные друзья совершают предательства. Крым превратился в остров головорезов. Вот и думай, что важнее: очистить доброе имя клана, или попытаться найти секретные бункеры возрождения? В любом случае, одним листоношам против всего Крыма не выстоять…

[буквоед]

 

30.10.14 среда 19.00 Буквоед на Восстания (Лиговский пр., 10)

Встреча с историком Баиром Иринчеевым. Презентация книги «ВВС РККА на Финской войне» крупнейшего специалиста по данному вопросу – Карла Фридриха Геуста. Встреча читателей с редактором книги на русском языке – историком Баиром Иринчеевым. Презентуемая книга — первое обширное исследование о боевых действиях ВВС РККА в советско-финской войне 1939–1940 годов. В книге представлена организация, боевая хроника всех частей ВВС РККА, принявших участие в этом конфликте. — Боевая хроника. — Заявки на победы. — Воздушные бои с финскими ВВС. — Потери материальной части и личного состава. — Боковые рисунки боевых самолетов ВВС РККА на войне 1939–1940 гг. Справочные таблицы: — Численный состав ВВС РККА на 30.11.1939 и 13.3.1940. — Списки и коды целей на территории Финляндии. — Номера воинских частей. — Летчики – Герои Советского Союза, награжденные за советско-финскую войну. — Основные аэродромы ВВС РККА на советско-финской войне. — Полный список потерь бортов и летного состава ВВС РККА на финской войне. Иринчеев Баир Климентьевич, историк, краевед. Ведущий отечественный специалист по истории советско-финляндских военно-политических отношений, истории Советско-Финской войны, гражданской войны в Финляндии, Великой Отечественной Войны на Северо-Западном направлении. Автор многих научных и научно популярных трудов, переводов работ финских и англоязычных специалистов по данной тематике. Создатель и руководитель уникального для России музея Советско-Финской войны в г. Выборг. Карл Фридрих Геуст – один из крупнейших в Европе и мире специалистов по советско-финским войнам, истории РККА.

[буквоед]

 

31.10.14 четверг 19.00 Буквоед на Невском, 46

Презентация нового сборника стихов «Порошки». «Порошки» — новый поэтический жанр, стихийно возникший в одном из интернет-сообществ, которое было создано группой креативных творческих людей из разных городов, республик, стран. Что же такое «порошок»? «Порошок» — четверостишие, написанное усечённым четырёхстопным ямбом. Количество слогов по строкам: 9/8/9/2. Вторая и четвертая строки рифмуются. Используются только строчные буквы и пробелы. Знаки препинания допускаются в исключительных случаях. Зачастую сюжеты порошков шокирующие, возможно где-то абсурдны, местами «на грани». Их героями являются как хорошо всем известные люди, так и простые незатейливые персонажи из обыденной жизни.

[буквоед]

НОВОСТИ

1.

Объявлен лонг-лист премии Драгомощенко:

http://www.atd-premia.org/#!Лонглист-2014/cqns/CFB594A2-D954-41C1-BFF5-09B4E0F5704A

1. Дмитрий Билько (Симферополь). Номинатор — Денис Ларионов

Первое, на что стоит обратить внимание в текстах Дмитрия Билько — это их насыщенность, заставляющая вспомнить классиков южной школы. Сквозь различные культурные сюжеты, которые могут быть связаны как с речью (требующей запоминания), так и с визуальностью (не всегда кинематографической), просвечивает реальность, которая сегодня есть и реальность войны с ее тревогой и горечью. Билько не отворачивается от размышления о природе насилия, но еще пристальнее вглядывается в него, из-за чего речь проникается паникой, вытесняющей грамматические и синтаксические нормы (стихотворение «а то котится по песку..»). Также трудно и обретение речи, мучительное «припоминание»  слов и их сочетаний (стихотворение «Оползень»).  Но эти операции — не возвращение к единству поэтического субъекта, но попытка говорить на языке, который изобретается непосредственно в тексте; языке, который можно было бы назвать «своим» (нечто подобно можно наблюдать в ранних стихах Геннадия Айги).

2. Вера Воинова (Санкт-Петербург). Номинатор  Василий Бородин

Одно из неотделимых свойств стихотворений Веры  —недоверие. Читатель наблюдает почти патологическую настороженность речи, которая цепляется за ощущения словами «наверное», «бывает», «как будто», «возможно». Эти сигналы предупреждают читателя о возможной опасности, недействительности сказанного. Основная работа автора связана с вынужденным изучением режима истины ощущения (,) каждой вещи и события собранного тела. Такая практика недоверия к материалу письма и создание сигналов «подлинности» записанного имеет непосредственное отношение к опыту разрушения языковой коммуникации и моделей нарратива, который реализует Ника Скандиака. Поэтика Веры Воиновой — попытка определить, слова или вещи вызывают ощущения? Это усилие часто становится единственным событием текста; если ответ найден, в письме начинают возникать следы слов/вещей и событий, которые выстраивают в стихотворениях Воиновой живое тело голоса. (Формулировка составлена при участии Сергея Сдобнова)

3. Екатерина Захаркив (Москва). Номинатор  Лев Оборин

В этой подборке скомпонованы старые и новые стихотворения Екатерины Захаркив, которые, на мой взгляд, выстраиваются в историю или демонстрацию работы с дыханием. Важное здесь — причастность к миру, не разделяемому на человеческий и внечеловеческий; это стихи после, например, «Конца человеческой исключительности» (отсюда «животные» образы: нельзя сказать, что Захаркив ими заворожена, скорее она последовательно идет к трезвой и оригинальной работе с ними). А такой мир подчиняется жестоким циклическим законам, которые поэту приходится осознавать через память о человеческих эмоциях и реакциях. Отсюда возвращение к концепциям неудачи, падения, и отсюда же — преодоление этих концепций: готовность отпустить вымирающие виды и финальная уверенность «в огне»; преодоление возможности (христианской) экзальтации в пользу почти индуистского стоицизма.

4. Дмитрий Казаков (Киев). Номинатор  Станислав Бельский

В своих герметичных и сдержанно драматических текстах Дмитрий Казаков монтирует спонтанные наблюдения и отдалённые культурные аллюзии. Его стихи похожи на театрализованное представление, отражённое в зыбких поверхностях, фокусирующееся и мгновенно распадающееся на множественные смысловые мазки.

5. Алексей Кручковский (Санкт-Петербург). Номинатор  Елена Костылева

В первой, еще не изданной книге молодого петербургского поэта Алексея Кручковского, бесспорно, продолжается и развивается стихотворный метод Аркадия Драгомощенко (Алексей — его ученик, не только в текстах, но и в жизни), но при этом изобретается и собственный. Быстрее всего будет обозначить этот метод фразой из стихотворения Кручковского — «вычеркнуть центр». В значительном числе текстов автором проговариваются другие элементы метода — «vision is a prison», «череда случайностей становится нитью» и даже «птица убивает птицу». Тексты Кручковского построены на визуальных впечатлениях, сложное фотографическое видение переведено в вербальное без всякого ущерба для обоих, они здесь как братья. Малоуловимые имплицитные события, описанные в этих стихах, сродни событиям в текстах Анны Глазовой, и больше сравнить эту часть особенно не с кем — хотя, возможно, Кручковским сейчас говорит и Соснора, и вообще “петербургский текст” (мы не будем здесь обсуждать спорность термина, используем его скорее как образ); путь, избранный автором, не предполагает скидок читателю, но почти в каждом стихотворении наступает момент, “когда понимание становится просто как цвет».

6. Иван Курбаков (Москва). Номинатор  Андрей Черкасов

Опыт внимательного чтения и перевода французской поэзии второй половины двадцатого века, занятий экспериментальной музыкой, видео-артом и кино, изучения буддизма, индуизма, эзотрических и мистических учений, в сочетании с некоторое долей авторского бесстрашия даёт в случае текстов Ивана Курбакова, как мне кажется, впечтатляющий и уникальный результат, который вполне стоит того, чтобы быть замеченным.

7. Никита Левитский (Красноярск). Номинатор  Наталия Азарова

Последняя подборка в журнале «Воздух» свидетельствует о стремлении поэта к созданию синкретического письма, в котором разные дискурсивные практики и стилистические пласты ( вплоть до низового) призваны не вступать в конфликт, а мыслятся равноположенными. Традицию Драгомощенко можно усмотреть как в механизме риторического уравнивания разного, так и в работе с преимуществами длинной строки, интонационно обеспечивающей это уравнивание и не превращающейся при этом в нарратив. Возможно, это и есть шаг к созданию своей модели лирического субъекта.

8. Виктор Лисин (Нижний Новгород). Номинатор  Евгений Прощин

Стиль Лисина именно лирический, но при этом учитывающий область взаимодействия миметического и литературоцентричного. Очень часто за основу берется некий природный, как кажется, феномен, но в пределах текста он живет двойной жизнью, функционирует по закону сложно устроенной метафоры, инверсированной от внутреннего к внешнему. Эта перемена слагаемых позволяет говорить и об учете традиции метареализма с его сложным механизмом «мерцания» культурного в природном как художественной онтологии объекта. Таким образом, «речь чего она хочет» задает сразу два вектора, отвечающие за распознавание и познание эстетического эффекта бытия. Иными словами, дело не только и не столько в интериоризации или, наоборот, объективации, но совмещении этих, обычно противоположных друг другу процессов, что и обнаруживает специфические стилевые черты поэзии Виктора Лисина.

9. Эдуард Савенко (Лукоянов) (Москва). Номинатор  Игорь Гулин

Из сознательного праха поэта Эдуарда Лукоянова появился новый автор — Эдуард Савенко. Похожий случай в современной русской литературе уже был. Анна Горенко доводила до предела — через эмиграцию и поэтику веществ — постакмеистическую традицию любовной лирики, Эдуард Савенко доводит до предела — через ад любви — ангажированную поэзию. Вовлеченный в социальное субъект распадается, превращается в руину качеств, действий и связей. Эта руина здесь говорит, а сама субъектность становится предметом фантомной боли.

10. Никита Сафонов (Санкт-Петербург). Номинатор  Евгения Суслова

С формулировкой: За поэтическое бесстрашие в поисках реальности языка.

11. Сергей Сдобнов (Иваново). Номинатор — Павел Жагун

Небольшие по объему парасемантические конструкции автора наполнены скрытыми мифологизмами и тонкими аллюзиями.Главное в каждом из этих текстов, на мой взгляд,  — точно выверенный баланс формы и содержания.

12. Дарья Серенко (Москва). Номинатор  Данила Давыдов

В поэзии Дарьи Серенко проблематичный субъект предстает участником некоего тотального эксперимента, подопытной особью, которую надо проверить как раз на эту самую проблематичность. Минимальные движения окружающей действительности уравниваются здесь с некими событиями, которые должны были бы трансформировать опыт говорящего, но тот взирает на мир голыми глазами, не то чтобы отказываясь от выбора, но совершая выбор вопреки инерции родовой и культурной памяти. Перед нами специфический эмоциональный минимализм, требующий не соучастия, не сострадания, но и не, так сказать, соразмышления, — нет, прежде всего, настаивающий на случайном опознании сокрытых как от экспериментатора, так и от испытуемого свойств.

13. Станислав Снытко (Санкт-Петербург). Номинатор  Александр Уланов

Ориентация письма на ассоциативность и рефлективность повела к практическому исчезновению разделения на поэзию и прозу, и работа Драгомощенко этому во многом способствовала. Поэтому полагаю, что на премию могут быть номинированы тексты Станислава Снытко, выделяющиеся внимательным терпением, работой с многообразием реальностей культуры, концентрированностью смыслов, подвижностью. Представляется, что эти тексты, отказываясь от выражения (само)очевидного социобиографического опыта ради индивидуальной способности замечать, движутся поперек страха, противопоставляя этичность эпичности.

14. Иван Соколов (Санкт-Петербург). Номинатор  Екатерина Симонова

Не знаю, как других, а лично меня стихи Ивана Соколова заставляют впадать в состояние почти транса, то ли созерцательное, то ли испуганно-изумленное, точно сидишь над текучей темной водой, или слушаешь мерное шуршание нитки вышивальщицы, протыкающей грубоватую ткань, или просто странный, толкающий сердце, повторяющийся звук звенящего металла в морозном воздухе. Это поэзия возлюбленного и о возлюбленном, столь же исполненная строгого трепетного мистицизма, свойственного эпохе рыцарского романа, сколь и наполненная алкающей — именно алкающей, вожделеющей — плотской реальности, отвергаемой, но от противного —  не отверженной. Именно это сочетание раннехристианских видений Св. Хильдегарды Бингенской и цветочная, живая яркость шпалер из Бальдисхольской церкви  превращают стихи Соколова в уникальное явление, говорящее триедино:

Бог есть любовь,

Человек есть любовь,

Жизнь есть зрение любви.

15. Нина Ставрогина (Москва). Номинатор  Евгения Риц

Стихи Нины Ставрогиной отличает, как мне представляется, оригинальное сочетание экспрессивности и интеллектуального миропостижения. События внешней истории, культуры присваиваются и переоцениваются уже как элементы структуры внутреннего мира (особенно отчётливо это видно в цикле, посвящённом памяти Станиславы Пшебышевской). Очень интересным в стихах Нины Ставрогиной кажется размывание границ визуального, перенесение наблюдаемых практик за границы чувственного и, наоборот, наполнение чувственной конкретикой исключительно умозрительных образов. Также оригинальной выглядит ориентация молодого поэта в большей степени на традиции скандинавской поэзии ХХ века, чем русской или англоязычной.

16. Никита Сунгатов (Москва). Номинатор  Павел Арсеньев

С формулировкой: За радикальную оголенность перед актуальным художественно-политическим дебатом, восприимчивость и одновременно критичность к современной информационно-медиалогической ситуации субъекта читающего, за программную двояковогнутость поэтического и критического дискурсов и расшатывание стабильности жанровых границ равно как и стабильности точки, из которой совершается говорение.

17. Александра Цибуля (Санкт-Петербург). Номинатор  Виктор Иванiв

Сочетая критическое высказывание с чувственностью, Александре Цибуле удается найти своего рода гармонию между античными буколиками (размер также греческий, почти в каждом стихотворении присутствуют лары) и немецким экспрессионизмом. Здесь больше Георга Тракля, чем Аркадия Драгомощенко, но последний ощущается также как медиатор высказывания.

18. Ксения Чарыева (Москва). Номинатор  Павел Банников

Отношения со словом, борьба с ним — одна из главных проблем поэта. И то, как Ксения Чарыева пытается эти отношения выяснить, мне безумно интересно. На поверхности, казалось бы, лежит регулярное и методичное использование уже известных приёмов, способных составить поэтику, от оксюморона до травестированного палиндрома, но внутри идёт работа сильного поэта. Хотелось бы обратить внимание и на факт серьёзного изменения поэтики Ксении Чарыевой со времени её дебюта в 2009 году.

19. Лада Чижова (Санкт-Петербург). Номинатор  Кирилл Корчагин

Когда Лада Чижова пишет, что «людей больше нет», она отдает дань одному из модусов современного поэтического языка, в котором совершается попытка устранить поэтический субъект, распылить его по поверхности окружающих предметов. В стихах Чижовой меньше вещей, чем у некоторых ее ровесников (например, у Кирилла Широкова), но больше голосов старших поэтов (Станислава Львовского, Геннадия Айги), задающих определенные дискурсивные матрицы, при помощи которых поэт «схватывает» изображаемую действительность. На передний план здесь выходит жизнь эмоций, однако эти эмоции, пропущенные сквозь дискурсивные машины чужих поэтик, сами словно бы «опредмечиваются», становятся вещами в определенной упаковке, вызывающими в памяти уже известные поэтические методы. Тексты Чижовой наполнены маркерами, фиксирующими некие состояния сознания в отсутствие того субъекта, который мог бы их испытывать. Не исключено, что этот субъект находится в процессе изобретения, и почти навязчивое сопряжение различных поэтик (находящихся, впрочем, внутри некоторого единого локуса отечественной словесности) — способ вплотную подойти к новой субъектности, рождающейся там, где аналитический инструментарий предшественников оказывается неэффективен.

20. Кирилл Широков (Москва). Номинатор  Ирина Максимова

Неязыковая природа музыкального материала, с которым работает Кирилл, накладывает отпечаток на его работу с текстом и задает смыслу слов максимально абстрактное звучание. Приведение текста к набору «чистых» образов становится возможным при разрушении цельности и последовательности высказывания. И Кирилл не дает возможности выйти в бытовые воспоминания и личный опыт, останавливаясь на том месте, которое могло бы стать выходом, отделяя образ предмета от самого предмета, находясь в среде языка.