SPbLitGuide 09-07-1

Индекс 4
Санкт-Петербургский Литературный Гид
июль 2009 # 1(728)
___________
новое на 16, 17, 18 июля, три новости, связанные с издательствами
____________
взгляд от 07.07.09

07.07.09 вторник 20.00 Клуб «Achtung baby» (Конюшенная пл., 2)
Александр Пылькин. Поэтический вечер.

08.07.09 среда 18.00 Буквоед на Восстания
Встреча с авторами Натальей Голубевой, Тамарой Красновой (Наталья Голубева —
талантливый писатель, известный ученый, историк. Творчество этого автора
многопланово. Перу Натальи Голубевой принадлежат как произведения,
посвященные исторической теме, уникальной культуре и богатым традициям
древних славян, неизвестным событиям других эпох и времен, так и проблемам
современного общества и личности. В их числе книги «Радимичи», «Земля
непокоренная», «На перепутье двух дорог», «Судьбы изменчивые лики»,
«Миражи», поэтический сборник «Балтийская тетрадь», целый ряд научных работ,
опубликованных в Беларуси, России, странах Балтии. Тамара Ивановна
Краснова – Гусаченко, поэт, критик, публицист. Член Союза писателей
Беларуси, Председатель Витебского областного отделения ОО «Союз писателей
Беларуси», член Правления и президиума СП Беларуси. Лауреат Международной
литературной Премии имени Симеона Полоцкого. Имеет государственную награду:
медаль Франциска Скорины.

16.07.07 четверг 19.00 Буквоед на Восстания
Встреча с Андреем Геласимовым! Победителем премии «Нацбест.2009». Андрей
Геласимов – провозвестник подлинного гуманизма. Его новый роман – это
тонкое, лирическое обращение к нашей истории, ко времени конца Второй
мировой войны. Без спекуляций и патриотических истерик, спокойно и
благородно автор языком классического русского романа рассказывает о
современнике Великой победы –забайкальском мальчишке Петьке. В котором
отразилась вся противоречивость той эпохи. С ее жестоким стремлением к
героизму и невероятной нежностью и теплотой обыкновенных человеческих
отношений, подвергнутых испытаниям военного режима. Но «Степные боги» – это
не просто история, это динамичный триллер. Глубокие урановые рудники вблизи
Аргуни, пленный врач-японец, который один знает их тайну, чудовищные мутации
степных трав, приводящие к гибели десятков людей… как если бы Марк Твен
написал «Код да Винчи», и при этом Диккенс отредактировал бы это в пользу
победы добра.

17.07.09 пятница 18.00 Дом Книги — Дом Зингера
Презентация книги Юрия Григорьева «Последний император России. Тайна
гибели». 17 июля – знаковый день, черными цифрами вписанный в историю
России. Именно в этот день, в 1918 году, состоялся расстрел царской семьи —
последнего императора нашей страны Николая II и его близких. Спустя почти
целое столетие издательство «Астрель-СПб» выпустило книгу, посвященную этому
скорбному событию, — «Последний император России. Тайна гибели». Автор,
судмедэксперт, провел уникальное расследование, которое позволило ему
сделать потрясающий вывод: трупы убитых в Ипатьевском доме членов семьи
Романовых были сожжены, а екатеринбургское захоронение — фальсификация.
Воссоздавая по крупицам картину происшедшего, автор не просто создает у
читателя эффект присутствия в печально известном Ипатьевском доме во время
подготовки и совершения кровавой бойни, он проводит глубокий анализ
документов, материалов официальных расследований, трудов историков и
поисковиков. При этом, шаг за шагом прослеживая гибель династии Романовых и
раскрывая истинный ход событий, он приводит новые, оставшиеся незамеченными
его предшественниками факты…

18.07.09 суббота 18.30 Музей Ахматовой, галерея Сарай
Цикл вечеров «современная поэзия мира», вечер четвёртый. Поэт Анна Глазова
(США-Германия) представит новые стихи и переводы. (Анна Глазова родилась в
1973 году. Автор двух поэтических книг: «Пусть и вода» (М.: ОГИ, 2003) и
«Петля невполовину» (М.: НЛО, 2008). В 2003 и в 2008 годах стихотворения
Анны Глазовой входили в шорт-лист премии Андрея Белого. Переводила с
немецкого произведения П. Целана, Э. Яндля, Ф. Майрёкер. Перевела роман
Роберта Вальзера «Разбойник» и сборник прозы Уники Цюрн (обе книжки
опубликованы в изд-ве «Kolonna Publications»). Наиболее точно сущность
работы Глазовой сформулировала специалист по переводу и переводчикам, автор
книги «По-русски с любовью: Беседы с переводчиками» (М.: НЛО, 2008), Елена
Калашникова: «Анна Глазова видит свою задачу в популяризации малоизвестных в
России зарубежных авторов; и эта исследовательская работа обогащает ее
собственные тексты»). Куратор цикла вечеров «Современная поэзия мира» Дарья
Суховей.

21.07.09 вторник 20.00 Клуб «Achtung baby» (Конюшенная пл., 2)
Петр (Разумов) и Павел (Арсеньев). Поэтический вечер.

НОВОСТИ
1.
С 15 июля склад НЛО закрывается (ориентировочно на три / четыре недели).

Офис-склад «НЛО» в Петербурге:
Лиговский пр. 27 / пер. Ульяны Громовой 7
Просьба перед визитом позвонить по телефону:
Тел. (812) 275-05-21, 579-50-04
(3 минуты пешком от пл. Восстания;
первая арка налево по переулку Громовой; код на воротах в арке – 78).

Андрей Ромахин

НОВИНКИ

Петр Горелик, Никита Елисеев.

ПО ТЕЧЕНЬЮ И ПРОТИВ ТЕЧЕНЬЯ… (БОРИС СЛУЦКИЙ: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО)

Серия «Критика и эссеистика»
М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 392 с., ил.
ISBN 978-5-86793-704-1

Книга посвящена одному из самых парадоксальных поэтов России ХХ века —
Борису Слуцкому. Он старался писать для просвещенных масс и просвещенной
власти. В результате оказался в числе тех немногих, кому удалось обновить
русский поэтический язык. Казавшийся суровым и всезнающим, Слуцкий был
поэтом жалости и сочувствия. «Гипс на рану» — так называл его этику и
эстетику Давид Самойлов. Солдат Великой Отечественной; литератор, в
1940—1950-х «широко известный в узких кругах», он стал первым певцом
«оттепели». Его стихи пережили второе рождение в пору «перестройки» и до сих
пор сохраняют свою свежесть и силу.
Рита Джулиани.

РИМ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ГОГОЛЯ, ИЛИ ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ

Серия «Критика и эссеистикаЭ
Пер. с итальянского А. Ямпольской.
М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 288с., илл.
ISBN 978-5-86793-689-1

Книга итальянской исследовательницы Риты Джулиани рассказывает об
одной из загадок русской литературы — о том, какую роль сыграли Италия и Рим
в жизни и творчестве Николая Васильевича Гоголя. За полтора десятка лет,
отданных автором этой теме, был собран богатейший фактический материал о
великом писателе, о том, как жили русская и другие иностранные колонии в
Риме, и о самих римлянах. В книгу вошли уникальные, ранее не издававшиеся
архивные материалы. Перед читателем предстает непривычный образ Гоголя —
счастливого, открытого миру, с головой погруженного в художественную жизнь
Вечного города. Но и Рим многим обязан Гоголю: писатель, как никто другой,
сумел понять его душу, стать художником Рима, который он сам называл «мой
обетованный рай».
Дэвид Херлихи. ИСТОРИЯ ВЕЛОСИПЕДА

Серия «Культура повседневности»
Пер. с английского А. Красниковой, Е. Нетесовой, П. Ракитина.
М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 504 с., ил.
ISBN 978-5-86793-716-4

Книга Дэвида Херлихи — полная и подробная история велосипеда. Это
увлекательный рассказ о том, как и когда изобрели велосипед, как он
превратился из игрушки аристократов в «лошадку» для каждого, какие страсти
кипели вокруг «механического чуда» на протяжении многих десятилетий.

Большеформатный том содержит 300 цв. и ч/б иллюстраций.
КЛАССИКА И КЛАССИКИ В СОЦИАЛЬНОМ И ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ

Серия «Научная библиотека»
М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 536 с.
ISBN 978-5-86793-701-0

Монография представляет собой первое междисциплинарное теоретиче¬ское
исследование феномена классики в социальных и гуманитарных дисциплинах —
социологии, экономике, политологии, психологии, истории, филологии и
лингвистике, философии, — а также в сфере массовой культуры. В работе
рассматриваются и анализируются такие проблемы, как понятие классики,
механизмы трансляции «классического наследия» и самих представлений о
классическом, способы рецепции и стратегии «присвоения» классических идей,
типы и мотивы апелляции к определенным классическим именам и работам и,
наконец, роль и функции классики в социально-гуманитарном знании.
Жирарден Д. де

ПАРИЖСКИЕ ПИСЬМА ВИКОНТА ДЕ ЛОНЕ

Пер.с фр., вступ.статья и примечания В.А.Мильчиной

М.: Новое литературное обозрение, 2009. —496 с., ил.
ISBN 978-5-86793-690-7

Если вам интересно узнать, как в Париже 1830-х годов запускали
воздушный шар и открывали первую железную дорогу, покупали новогодние
подарки и переезжали на новую квартиру, если вас интересует, чем крикливая
школа в области моды отличается от школы загадочной, а светская хроника 19
века от нынешней — читайте «Парижские письма виконта ле Лоне». Эти очерки
французская писательница Дельфина де Жирарден (1804-1855) еженедельно
публиковала в газете «Пресса». Впоследствии у Жирарден появилось много
подражателей, но она была первой — и лучшей. О подражателях помнят лишь
историки литературы, а очерки Дельфины де Жирарден, умной и остроумной
наблюдательницы парижской повседневной жизни, переиздавались во Франции и в
19, и в 20, и даже в нынешнем веке. На русском языке публикуется впервые.
ВЕЛИКОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ:

Книга об Анне Гавриловне Бовшек

Серия «Критика и эссеистика»
М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 144 с., ил.
ISBN 978-5-86793-708-9

Книга посвящена Анне Бовшек — замечательному человеку, актрисе,
режиссеру, ученице К. Станиславского, Л. Сулержицкого и Е. Вахтангова,
педагогу, более двадцати пяти лет руководившему студией художественного
слова в Московском Доме пионеров и октябрят в переулке Стопани. О ней с
глубокой благодарностью вспоминают ее ученики — известные актеры Авангард
Леонтьев, Алла Мещерякова, Сергей Никоненко, Геннадий Печников, режиссер
Георгий Ансимов, писатель и искусствовед Нина Молева и другие. В книге также
публикуются воспоминания самой А.Г. Бовшек о писателе Сигизмунде
Кржижановском, чьей многолетней спутницей она была, а также ее инсценировка
фрагментов из «Войны и мира» Льва Толстого.
Елена Бальзамо.

АВГУСТ СТРИНДБЕРГ: ЛИКИ И СУДЬБА

Серия «Критика и эссеистика»
Перевод с французского И. Стаф.
М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 324 с., ил.

Август Стриндберг (1849—1912) более всего известен как драматург.
Однако на его счету не только пьесы, но и романы, стихи, очерки, памфлеты и
естественно-научные труды, написанные на шведском и французском языках.
Полное собрание его сочинений насчитывает 73 тома, а собрание писем состоит
из 22 томов. Жизнь Стриндберга ничуть не менее богата. Он успел побывать
социалистом и нигилистом, анархистом и ницшеанцем, атеистом и набожным
христианином, адептом натурализма и провозвестником экспрессионизма. Вокруг
его имени постоянно вспыхивали скандалы и споры. Внутренний мир Стриндберга
огромен и чрезвычайно интересен. Мир этот кажется хаотическим, однако в нем
есть своя внутренняя логика. Именно ее раскрывает Елена Бальзамо,
исследовательница скандинавских литератур, автор ряда французских переводов
Стриндберга. Книга Елены Бальзамо — это анализ жизни и творчества
Стриндберга, рассмотренных как единое целое.
Петер Энглунд.

ПОЛТАВА: РАССКАЗ О ГИБЕЛИ ОДНОЙ АРМИИ

Серия «Историческая библиотека», 2-е изд.
М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 352 с.
ISBN 978-5-86793-695-2

В книге известного шведского историка дается осмысление Полтавской
битвы с точки зрения шведской историографии. Автор доказывает, что битва, в
которой шведская армия потерпела сокрушительное поражение, больно ударившее
по национальной гордости шведов, тем не менее оказалась для страны мощнейшим
стимулом к развитию и стала, как это ни парадоксально, основой сегодняшнего
преуспеяния Швеции.
Лебедев А., Кобрин К.

«БЕСПОМОЩНЫЙ»: КНИГА ОБ ОДНОЙ ПЕСНЕ

Серия «Критика и эссеистика»
М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 136 с., ил.

Лебединая песнь поколения, родившегося в середине шестидесятых. Укус
кобры — для ностальгирующих по старым-добрым временам. Рок-н-ролл мертв:
авторы этой книги рассказывают о дорогом покойнике и о том, как им жилось с
ним. Формальный повод для этого сочинения — Helpless, песня великого Нила
Янга. Андрей Лебедев и Кирилл Кобрин пишут о песне, о ее создателе, об
американских шестидесятых, о советских семидесятых — пишут из горьких и
трезвых нулевых. Чтобы подсластить пилюлю, они снабдили книгу «винографией».
«Беспомощный» — энциклопедия напитков, песенок, прозаических стилей,
воспоминаний наблюдений и чувств. Книга non-fiction, книга без вранья.
Бр. Ивановы. ЗАПИСКИ КОЧЕВНИКОВ

Серия «Письма русского путешественника»
М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 88 с., ил.

Братья едут в Улан-Батор за приключениями, подальше от новой русской
рутины и георгиевских ленточек, повязанных на третью «Балтику». Путь
неблизкий, зато будет на что посмотреть: сгоревшее здание Парламента, бомж с
перерезанной глоткой, элитные бутики в хрущевках, трущобы вокруг старого
дацана. Хит сезона — бурятские волосогрызки.
Стоит здесь задержаться — поневоле станешь кочевником.
Самая русская книга о «революции юрт», вспыхнувшей в Улан-Баторе
прошлым летом.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Серия «Либеральное наследие»
М.: Новое литературное обозрение, 2009.

В книге на основе данных опросного исследования и официальной
статистики анализируются вопросы, связанные с жизненным циклом малых
предприятий, их количественными и качественными характеристиками,
потребностями и факторами, определяющими траекторию и динамику развития
предприятий на различных этапах существования. Отдельно рассмотрен ряд
аспектов ликвидации малых фирм, а также их роста и стимулов к перерастанию в
категорию средних предприятий.
Мария Голованивская. НОРА БАРЖЕС

Художественная серия
М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 240с.
ISBN 978-5-86793-699-0

Новый роман Марии Голованивской «Нора Баржес» рассказывает о семейной
драме, происходящей в среде московской интеллектуальной элиты. Чтобы
насолить своему недалекому мужу, бизнесмену от науки, героиня заводит
интрижку с провинциальной девушкой, приехавшей покорять столицу. Трагический
финал все расставляет по местам.
«Нора Баржес» — это философский роман о простом и сложном, мужчинах и
женщинах, евреях и славянах, охотниках и жертвах, искушении и выборе.
Мария Голованивская — автор книг «Частная коллекция» (1991), «Двадцать
писем господу Богу» (1994), «Противоречие по сути» (2000), «Состояние»
(2004), а также переводов с французского, среди которых «Пена дней» Бориса
Виана, «Упражнения в стиле» и «Зази в метро» Рэмона Кено, «Стихотворения»
Лотреамона.
Алексей Поликовский. ЖЕНА МИЛЛИОНЕРА

Художественная серия
М.: Новое литературное обозрение, 2009.

Это не просто книга о любви, это попытка понять, что такое любовь. Это
не просто книга о любовном треугольнике, это повествование об опасной игре,
в которой нет победителей. Это рассказ о страсти, которая сводит с ума,
ломает, калечит и делает счастливым. Это больше чем история любви — история
времени, в котором мы все живем. Это время делает мужчин хищными, как акулы,
а в женщинах пробуждает желания, в которых не способен разобраться даже
лучший швейцарский психоаналитик.
Варварская Москва и благородный Монтре — декорации для азартной
русской игры, участники которой ставят на кон самих себя. Ими движет самое
острое человеческое желание: желание сбыться. Они хотят овладеть не друг
другом, а самой жизнью, ее самым сладким куском. Все виды человеческой
жажды — жажда счастья, жажда любви, жажда обладания, жажда денег — находят
тут свое место.
«ДУРАКИ ЕДЯТ ПИРОГИ»: О МИХАИЛЕ РОГИНСКОМ

Серия «Очерки визуальности»
М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 776 с.
ISBN 978-5-86793-679-2

Название этой книги не имеет целью шокировать читателя и не содержит
ернических оттенков. «Дураки едят пироги» — надпись на одной из работ
Михаила Рогинского (1931, Москва — 2004, Париж), и в его интерпретации
«дураки» были теми самыми «нищими духом», которые, как известно, «блаженны».
Рогинский все понимал по-своему; он был художником, не похожим ни на кого
другого, – великим художником ХХ века, что, кажется, признано уже многими.
Воспоминания, собранные в книге, дают возможность оценить уникальность его
личности в достаточной полноте.
Анджей Стасюк.

НА ПУТИ В БАБАДАГ

Серия «Современное европейское письмо: Польша»
Пред. Ю. Андруховича, пер. с польского И. Адельгейм.
М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 228 с.
ISBN 978-5-86793-696-9

Анджей Стасюк — одна из ключевых фигур современной польской прозы.
Русскому читателю известны его роман «Белый ворон», повесть «Дукля»,
рассказы и эссе. «На пути в Бабадаг» — повествование о путешествии по
Центральной Европе, включающее элементы приключения, эссеистики, путевой
прозы. Польша, Словакия, Венгрия, Румыния, Словения, Албания, Молдова –
автор пересекает их на машине, автостопом, на поезде, пешком. Порой он
возвращается к увиденным ранее местам, заново осознавая себя самого в первую
очередь как центрально-европейца. После 1989 года вопрос «европейскости» или
«центрально-европейскости» этих стран встал достаточно остро. Для польского
сознания принадлежность к Европе, самоидентификация с ней — больная и
сложная тема, включающая в себя множество переживаний: ностальгию, мечту,
скрытые комп¬лексы и прочее. А. Стасюк уже обращался к этой проблеме, однако
впервые он делает это на столь огромном, разнообразном и увлекательном
материале. Кроме того, здесь писатель сознательно отказывается от
соотнесения Центральной Европы с Западом и Востоком. Он описывает это
пространство, не защищенное от исторической стихии, неустойчивое,
непостоянное, с размытыми границами, как не просто уникальное, но словно бы
единственное на свете.
Борис Херсонский.

СПИРИЧУЭЛС: СТИХОТВОРЕНИЯ

Серия «Новая поэзия»
C иллюстрациями Владимира Смоляра и приложенным DVD-диском.
М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 384 с.

Главная тема новой книги одного из крупнейших современных поэтов
Бориса Херсонского (р. 1950) – трансформации религиозной и культурной
традиции в сознании современного человека. Религиозная традиция представлена
в книге разными христианскими конфессиями, от протестантизма до православия,
литературная – историей русской словесности XIX—XX веков. Каждое
стихотворение – встреча традиции с обостренно-личным взглядом одного из
героев книги, или испытание традиции «при свете совести». Символ такой
встречи – спиричуэлс, первоначально — простодушный жанр народного
христианского песнопения, в ХХ веке ставший частью международного
музыкального языка современного мира.
Федор Сваровский.

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ВО ВРЕМЕНИ: Стихотворения с визуальным сопровождением
Олега Пащенко

Серия «Новая поэзия»
С предисл. Н. Самутиной. — М.: Новое литературное обозрение, 2009.

Поэт Фёдор Сваровский получил широкую известность в середине 2000-х
годов; первая книга его стихотворений «Все хотят стать роботами» стала
заметным литературным событием (шорт-лист премии Андрея Белого 2007 года,
премия «Московский счет» 2008 года). Стихотворения Сваровского обнаруживают
много общего с жанром романтической баллады начала XIX века, которой был
свойствен интерес к изображению одновременно «чудесного» и «ужасного».
Правда, место «готических» фантазий в поэзии Сваровского занимают сюжеты,
словно бы позаимствованные из шпионских детективов и фантастических саг о
роботах и пришельцах. Однако в поэзии Сваровского есть и совершенно новые
черты – сочетание иронии и личной, доверительной интонации, точность и
неожиданность психологических и предметных реалий, а главное – внимание к
Другому во всех его проявлениях.

NEW!
САМ СЕБЕ БИРГЕР:

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА БОРИСА БИРГЕРА

NEW!
Водолазкин Е.

СОЛОВЬЕВ И ЛАРИОНОВ

NEW!
Юргенсон Л.

ВОСПИТАННЫЕ НОЧЬЮ

NEW!
Зингер Г.-Д.

ХОЖДЕНИЕ ЗА НАЗНАЧЕННУЮ ЧЕРТУ

N.B.

§ ОБЛОЖКИ и АННОТАЦИИ ранее вышедших книг можно посмотреть на сайте
НЛО (книги сгруппированы по сериям):

http://www.nlobooks.ru/rus/books/the_catalogue_of_books/

§ РЕЦЕНЗИИ и отклики в прессе представлены здесь:

http://www.nlobooks.ru/rus/publishing_house_of_nlo/734/

§ АДРЕС петербургского представительства см. на первой странице
этого файла.

* Издания «НЛО» – это 29 книжных серий и внесерийные проекты. Диапазон
литературы весьма широк: от кино и театра до философии и кулинарии, а также
3 исторические серии, мемуары, междисциплинарные исследования, эссеистика,
научная библиотека, искусствоведческие штудии, литературоведение, 3
поэтические серии, детские книги, справочные издания etc. Предлагается около
600 изданий, а также журналы «Новое Литературное Обозрение»,
«Неприкосновенный Запас», «Теория Моды». Новинки выходят каждую неделю.

+ Вышли очередные номера журналов:

НЛО (№96); НЗ (№64); Теория Моды №12 (Лето 2009).

▼ АНОНСЫ НОВЫХ ЖУРНАЛОВ см. ниже

ТЕОРИЯ МОДЫ № 12

лето 2009

Одежда

МОДА И РОСКОШЬ

Патриция Калефато. Роскошь, элегантность, изысканность: экономические
функции роскоши и социологические механизмы различия

Джурджа Бартлетт. В России – наконец и навсегда: первые семь лет русского
Vogue

Линор Горалик. Тень роскоши: будущее люксовых подделок

Тело

ТЕЛО МОДЕЛИ

Анджела Двайер. Нарушение или наслаждение? О новом взгляде на тело модели

Ребекка Арнольд. Героиновый шик

Культура

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ВИЗУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Вадим Михайлин. Несколько теплых слов о греческих горшках. Предисловие

Вадим Михайлин. Почему и как древние греки впадали в детство

Франсуа Лиссарраг. О сексуальности сатиров

Ален Шнапп. Охота и эротика

Жизнь замечательных вещей

Элина Войцеховская. Идеальная корона

Наследие

Петр Богатырев. Функции национального костюма в Моравской Словакии
(Окончание).

Практика моды

Екатерина Петухова. Истинная цена роскоши

Интервью Рональда Дениса

Книги

Ольга Вайнштейн. Делюкс-дефолт

Люба Попова. Благотворительный шопинг и бережливый стиль жизни

Раиса Кирсанова. Мода и наряды для костюмирующихся

Ксения Гусарова. Искусство оболочек

Ревекка Фрумкина. О съестном и не только

Надежда Мусянкова. Наивный взгляд на советский примитив

Ксения Щербино. Деконструкция готики

События

Анна Евстигнеева. Революция Сони Рикель

Памела Смит. Новое платье короля

Белла Нейман. От гламура до блеска: эволюция модной фотографии

Оксана Секачева. Идеи и опыты английского экспериментатора моды

Белла Нейман. Легенда великой мадам Валентины: «Я не разрабатываю одежду – я
одеваю женщин»

Оксана Секачева. Дело в шляпах

Елена Игумнова. Ситцевая эпоха

Елена Игумнова. Секс, ложь и видимо

Ольга Аннанурова. Christian Dior. Истории в фотографиях

Люба Попова. Роскошь от-кутюр или демократизм быстрой моды

Полина Никонова. За стеклом

Мода онлайн

Светлана Силакова. Скажи Барби «нет»: модельная, полумодельная и
антимодельная внешность глазами интернет-пользователей

Полевые исследования

Людмила Алябьева. Теория обмена, или Поносил сам – передай другому

ТЕОРИЯ МОДЫ № 11

весна 2009

Одежда

ТКАНИ, КОТОРЫЕ ИЗМЕНИЛИ МИР. Часть вторая

Ольги Вайнштейн. Шотландка, плед, тартан

Клэр Хьюз. Болтовня о муслине: роман Джейн Остин «Нортенгерское аббатство»

Мария О’Махоуни. Техноткани

Тело

МОДА И ТЕХНОЛОГИЯ

Энн Фаррен, Эндрю Хатчисон. Тело, киборги и новые технологии: как меняется
природа одежды

Брэдли Куинн. Хусейн Чалаян. Мода и технология

Культура

МОДА И ПОЛИТИКА

Елена Мельникова-Григорьева. Принуждение к свободе: модный приговор Петра I

Ирен В. Гюнтер. Нацистский «шик»? Политика Германии и женская мода в
1915-1945 годах

Эуджения Пауличелли. Как писали о моде при фашистском режиме: «Итальянский
словарь моды с комментарием» Чезаре Меано, статья Джанны Манцини и рассказ
Альбы де Чеспедес

Жизнь замечательных вещей

Маргарита Альбедиль. В начале была нить…

Музейное дело

Юлия Демиденко. Костюм в музее

Наследие

Петр Богатырев. Функции национального костюма в Моравской Словакии.
Предисловия к републикации О. Вайнштейн и А. Ботниковой

Книги

Раиса Кирсанова. «Чтение для вкуса, разума и чувствования»

Лариса Рудова. История гламура

Ксения Гусарова. В поисках «культурной истории»

Ксения Щербино. Погром и мода

Арсений Загуляев. Эльза в Зазеркалье

Анна Шилова. Что обнажает одежда

События

Белла Нейман. Завитки серебряной проволоки. Творчество американских
ювелиров-модернистов

Белла Нейман. Париж и Нью-Йорк: расцвет и упадок двух столиц моды

Олеся Введенская. Столетие Бруно Мунари в Риме

Алексей Евстратов. Человек с бульвара Капуцинок

Люба Попова. Мода на брюссельский манер

Лариса Рудова. Две эпохи знаменитостей в портретах Vanity Fair

Ксения Гусарова. Гламурной прелести чистейший образец

Белла Нейман. Обольщение одеждой: 250 лет соблазнения в истории моды

Елена Игумнова. Бей первым, Энди!

Мода онлайн

Светлана Силакова. Нити будущего: интернет-ресурсы о телах, одежде и домах
послезавтрашнего дня

Полевые исследования

Галина Орлова. Между декором и фантазмом: заметки о форме ростовских кафе

Summary

НОВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 96 (2 / 2009)

ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ: НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ

СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВ. Если бы я был…

МОРФОЛОГИЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

От редактора

КАРЛОС ШПЁРХАЗЕ. История науки как история конфликтов (на примере дискуссий
в теории литературы) (пер. с нем. К. Бандуровского)

ГЛЕНН У. МОСТ. Век столкновений: как немецкие антиковеды XIX столетия
упорядочивали свои дебаты (пер. с англ. С. Силаковой)

СЕЛИН ТРОТМАН-ВАЛЛЕР. Филология вещей или филология слов? История одного
спора и его сегодняшние продолжения (пер. с фр. С. Козлова)

А. В. СВЕШНИКОВ. Как поссорился Лев Платонович с Иваном Михайловичем
(история одного профессорского конфликта)

ГЕНЕАЛОГИЯ ПРОВОКАЦИИ: ИЗ ИСТОРИИ «ПРОТОКОЛОВ СИОНСКИХ МУДРЕЦОВ»

ХЕНРИК БАРАН. От составителя

ЛЕВ АРОНОВ, ХЕНРИК БАРАН, ДМИТРИЙ ЗУБАРЕВ. Княгиня Екатерина Радзивилл и
«Протоколы сионских мудрецов»: мистификация как образ жизни

ПРИЛОЖЕНИЕ

Е.А. Ржевуская (Радзивилл, Кольб-Данвин) — избранные документы из российских
и американских архивов

МИХАЭЛЬ ХАГЕМЕЙСТЕР. В поисках свидетельств о происхождении «Протоколов
сионских мудрецов»: издание, исчезнувшее из Ленинской библиотеки (авториз.
пер. с нем. Е. Земсковой)

СОЦИАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ В НАЧАЛЕ 1910-х: ПРЕДВЕСТИЕ КАТАКЛИЗМОВ?

ЮРИЙ ЛЕВИНГ. Антипатия с предысторией: Набоковы и Суворины в жизни и в прозе

А. К. ЖОЛКОВСКИЙ. Сбросить или бросить?

АКСИОЛОГИЯ ПАМЯТИ В ЛИТЕРАТУРЕ I: ПЕТЕР ЭСТЕРХАЗИ

КНИГА КАК СОБЫТИЕ: Эстерхази П. Исправленное издание: Приложение к роману
«Harmonia Caelestis»: Роман / Пер. с венг. и послесл. Вяч. Середы. — М.:
НЛО, 2008.

И. К. От редактора

ЕВГЕНИЙ ПОПОВ. После Освенцима. Исправленная рецензия

ЕЛЕНА ФАНАЙЛОВА. Всеобщая история бесчестья

БОРИС ДУБИН. Другая история

АЛЕКСАНДР ЭТКИНД. Сыновья катастрофы: от Эстерхази обратно к Битову

АНДРЕЙ УРИЦКИЙ. Текст и правда

ИРИНА КАСПЭ. Говорит тот, кто говорит «я»

ИЕВА КОЛМАНЕ. Обустройство опыта (авториз. пер. с латышск. С. Тимофеева)

АЛЕКСАНДР ЧАНЦЕВ. Четвертое время и блюз гуляш-коммунизма

АКСИОЛОГИЯ ПАМЯТИ В ЛИТЕРАТУРЕ II:

ДИСКУССИЯ О В. ПУХАНОВЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ БЛОКАДЕ

ВИТАЛИЙ ПУХАНОВ. «В Ленинграде, на рассвете…»

СТАНИСЛАВ ЛЬВОВСКИЙ. «Видит горы и леса»: История про одно стихотворение
Виталия Пуханова

ИЛЬЯ КУКУЛИН. Строфическая драматургия: катарсис откладывается

ИРИНА КАСПЭ. Говорит тот, кто говорит «я»: вместо эпилога

ВИТАЛИЙ ПУХАНОВ. [Обращение к участникам интернет-дискуссии]

ХРОНИКА СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

МАРИЯ СКАФ. Личное дело (Рец. на кн.: Черноброва С. Электронная почта. — М.;
Иерусалим, 2008)

МАРИЯ ХОТИМСКАЯ. Памятный узелок (Рец. на кн.: Ботева М. Завтра к семи утра:
Стихотворения. — М., 2008; Ташова М. Все рыбы: Стихотворения. — М., 2008)

БИБЛИОГРАФИЯ

ЛИНА КЕРТМАН. Что позволено комментатору — 3 (Рец. на кн.: Цветаева М.
Письма к Анне Тесковой. — М., 2008)

М. ЗАГИДУЛЛИНА. Между исследованием и расследованием (Рец. на кн.: Толстой
И.Н. Отмытый роман Пастернака: «Доктор Живаго» между КГБ и ЦРУ. — М., 2009)

И. ПЕШКОВ. Четвертый в диалоге, или О переводах «Гамлета» из третьих рук
(Рец. на кн.: Semenenko Aleksei. Hamlet the sign: Russian translations of
Hamlet and literary canon formation. — Stockholm, 2007)

ХАЛТУРА

П. ДРУЖИНИН. Другим наука (Рец. на кн.: Герасимова Е. Императорские и
великокняжеские книжные собрания в Российской национальной библиотеке. —
СПб., 2008)

АЛЕКСАНДРА ЛЕШНЕВСКАЯ. Библиографическая редкость (Рец. на кн.: Бальзак О.
де. Евгения Гранде / Пер. с фр. Ф.М. Достоевского. — СПб., 2007; доп.
тираж — 2008)

Новые книги

Н. СПЕРАНСКАЯ. Материалы по русской литературе в петербургской газете «Le
Furet» в 1829—1830 годах

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

АННА ГРИГОРЬЕВА. Конференция «Утрата оснований: авангард и современное
искусство» (Москва, ГЦСИ, 9—11 октября 2008 г.)

АЛЕКСЕЙ ВДОВИН. ХХХ Международная конференция «Чернышевский и его эпоха»
(Саратов, 23—24 октября 2008 г.)

ПАВЕЛ АРСЕНЬЕВ, ОЛЕГ ЖУРАВЛЕВ. Должен ли исследователь убить в себе
гражданина? И, главное, может ли? «Новый дух просвещения, или О политическом
измерении социальных наук». Малые Банные чтения — 2008 (С.-Петербург, 31
октября 2008 г.)

К. Б.. Пятая ежегодная научная конференция по визуальности «Визуальное и
эротическое: видеть, показывать, скрывать» (Москва, РАШ РГГУ, 19 декабря
2008 г.)

Н. А. БОГОМОЛОВ. Письмо в редакцию

Summary

► Первый независимый российский филологический журнал «Новое литературное
обозрение» ставит своей задачей максимально полное освещение современного
состояния русской литературы и культуры, пересмотр устарелых категорий и
клише отечественного литературоведения, осмысление проблем русской
литературы в широком мировом культурном контексте. «НЛО» предлагает обзор
современной филологической, историко-литературной, вообще гуманитарной
мысли.

За 16 лет журнал стал ведущим российским изданием в сфере истории и теории
литературы, социологии культуры и культурологии. Материалы, опубликованные в
«НЛО», становятся событием для филологического сообщества и входят в
программу обязательной подготовки студентов гуманитарных ВУЗов. Ввиду особой
значимости проекта издание журнала «НЛО» поддерживается средствами
федерального гранта. Журнал является лауреатом Государственной премии
России.

Журнал выходит с 1992 года / Периодичность 6 номеров в год / Объем
448–576 страниц

НЕПРИКОСНОВЕННЫЙ ЗАПАС № 64 (2/2009)

ОТ РЕДАКЦИИ

Советская память / память о советском

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВООБРАЖАЕМОЕ. Страницы Александра Кустарева

Скажи мне, что ты помнишь

СОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ: МЕЖДУ ПОЛИТИКОЙ ПАМЯТИ И РЕАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ

Борис Колоницкий. Память о первой российской революции в 1917 году: случаи
Севастополя и Гельсингфорса

Светлана Быкова. «Наказанная память»: свидетельства о прошлом в следственных
материалах НКВД

Екатерина Мельникова. Своя чужая история: финская Карелия глазами советских
переселенцев

Татьяна Воронина. Память о БАМе. Тематические доминанты в биографических
интервью с бывшими строителями

Энди Байфорд. «Последнее советское поколение» в Великобритании

CASE STUDY 1

Катриона Келли. «Исправлять» ли историю? Споры об охране памятников в
Ленинграде 1960-1970-х годов

РОДИТЬСЯ, ЕСТЬ И УМЕРЕТЬ В СССР

Альберт Байбурин. К предыстории советского паспорта (1917-1932)

Евгений Добренко. Гастрономический коммунизм: вкусное vs. здоровое

Анна Кушкова. Советское прошлое сквозь воспоминания о продовольственном
дефиците

Галина Орлова. Биография (при)смерти: заметки о советском политическом
некрологе

ГУМАНИТАРНАЯ ЭКОНОМИКА. Страницы Евгения Сабурова

Проблема рационального поведения крюка и повисших на нем

СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ

Николай Ссорин-Чайков, Ольга Соснина. Постсоциализм как хронотоп:
постсоветская публика на выставке «Дары вождям»

CASE STUDY 2

Борис Фирсов. Ленинградские коллекционеры как культурно-исторический феномен

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИРИКА. Страницы Алексея Левинсона

Прошлое — не навсегда

ОЧЕРКИ НРАВОВ

Стив Смит. Спасение души в Советской России

ПОЛИТЭКОНОМИЯ КУЛЬТУРЫ

Илья Калинин. Перестройка памяти

ОБЗОР ЖУРНАЛОВ

Вячеслав Морозов. Обзор российских интеллектуальных журналов

НОВЫЕ КНИГИ

Денис Драгунский. Крест Кормера

Рецензии

SUMMARY

► «Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре» — журнал споров,
информации и наблюдений о политике, культуре, экономике и обществе. Печатная
версия журнала выходит 6 раз в год. На страницах «НЗ» ученые, эксперты и
публицисты всех поколений без оглядки на возраст и ученую степень обсуждают
темы, актуальные для Москвы и провинции, для России, Европы и всего мира.
Задача журнала – обеспечить доступность интеллектуальных дебатов нашему
читателю – образованному неспециалисту, не снижая при этом уровня дискуссии.
«НЗ» — единственное российское издание, входящее в общеевропейскую сеть
«eurozine». Избранные статьи из каждого номера переводятся на основные
западноевропейские языки и читаются десятками тысяч пользователей Интернета
во всей Европе.

2. НОВОСТИ КРАСНОГО МАТРОСА
ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«КРАСНЫЙ МАТРОС»
4 июля 2009
НАШИ НОВЫЕ КНИЖКИ
[ http://krasnyjmatros.org/km/ «Вполголоса»
music/undertone ] >> Владлен Гаврильчик. Стихи
и поэмы разных лет
[ http://krasnyjmatros.org/km/ «Огненный Фак»
issues/fiery_fack/ ] >> Евгений Мякишев. Стихи
[ http://krasnyjmatros.org/km/ «Берег слова»
issues/bereg_slova/ ] >> Джордж Гуницкий.
Стихотворения
[ http://krasnyjmatros.org/km/ «Sapega Vulgaris / Сапега
issues/sapego_vulgaris/ ] >> Обыкновенный»
Михаил Сапего. Стихи
[ http://krasnyjmatros.org/km/ «Хорошее Сапего»
music/good_sapego ] >> CD-DA. Стихи 1984-2009
гг.
[ http://krasnyjmatros.org/km/ Даниил Морозов. Стихи.
issues/sozvezdie_kolbasy ] >> Художник — Николай
Копейкин
[ http://krasnyjmatros.org/km/ «ПРОИСШЕСТВИЯ 6-я часть»
issues/proishestviya6 ] >> Из газет 1951-1958гг.
Художник — Михаил Акимов
ИНТЕРВЬЮШЕЧКИ
[ http://krasnyjmatros.org/ Интервью с Михаилом Сапего:
km/interviews/sapego_i_mitki «Кому нужны митьки в начале
] >> XXI века?»
Игорь Шушарин. Журнал
«Город-812»
. . .
Дорогие друзья! Если после походов на наши выставки,
концерты, кинофестивали и литературные представления у Вас
остались фотографии или воспоминания, которыми Вы хотели бы
поделиться с единомышленниками — [ mailto:severov@gmail.com
] пишите нам. Страницы сайта и рассылки Красного матроса
ждут Ваших впечатлений.

С матросским приветом!
>> Дежурный по рассылке
Павел Северов [
mailto:severov@gmail.com ]
severov@gmail.com
>> Сайт творческого
объединения
«Красный матрос» [ http://
krasnyjmatros.org/ ]
krasnyjmatros.org
>> Рассылка новостей
«Красного матроса» [ http:/
/subscribe.ru/catalog/
culture.news.tokm ]
subscribe.ru/catalog/
culture.news.tokm

3.
Императорский фарфоровый завод и издательство «Вита Нова» открывают
совместную выставку

В Галерее современного искусства фарфора Императорского фарфорового завода
(ИФЗ) открывается совместная выставка завода и петербургского издательства
«Вита Нова» «Искусство отражения».

Экспозицию выставки составят работы художников ИФЗ: Инны Олевской, Галины
Шуляк, Нелли Петровой, Татьяны Афанасьевой и др. «В этот раз мы собрали в
нашей галерее произведения, посвященные теме театра. Ведь Петербург – это и
город императорского фарфора, и город императорских театров. И это как раз
тот случай, когда разные искусства дополняют и взаимообогащают друг друга».

Издательство «Вита Нова» представит на выставке двухтомное издание «Повести
о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834) Н. В.
Гоголя и «Повести о том, как помирился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
(1927) М. В. Барканова, приуроченное к двухсотлетию Н. В. Гоголя,
отмечаемому в 2009 г., а также книги «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира и
«Слово о полку Игореве».

На выставке также будут представлены работы известнейших петербургских
художников, сотрудничающих с Издательством: Михаил Шемякин предоставил
Галерее право премьерного показа новых произведений из серии «Гофманиана» —
скульптурного цикла «Уход гостей», а Г. А. В. Траугот (коллективный
псевдоним Александра и Валерия Трауготов) – изготовленную на ИФЗ авторскую
серию коллекционных тарелок с рисунками на темы произведений Н. В. Гоголя.

«Наше издательство связано с ИФЗ давними партнерскими и дружескими
отношениями, говорит генеральный директор издательства «Вита Нова» Алексей
Захаренков, – и поэтому мы с удовольствием откликнулись на инициативу наших
коллег. Несмотря на то, что ИФЗ в этом году исполняется 265 лет, а
издательству «Вита Нова», в следующем будет только десять, смеем надеяться,
у нас много общего, и прежде всего — приверженность высоким традициям
петербургской культуры».

Открытие выставки состоится 9 июля в 14:00 в помещении Галереи современного
искусства фарфора по адресу: пр. Обуховской обороны, дом 151.

Контактная информация:

PR-директор издательства «Вита Нова» Наталья Дельгядо

8-911-991-13-40

E-mail: spb@vitanova.ru

Служба по связям с общественностью ОАО «ИФЗ»

Олег Николаев

(812) 560-80-74

ОАО «Императорский Фарфоровый завод» — одно из старейших в Европе, первое и
одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных
фарфоровых изделий. С 2001 г. историческое собрание музея ИФЗ находится под
управлением Государственного Эрмитажа. С 2005 года ИФЗ ориентируется на
выпуск высокохудожественных авторских произведений под брендом
«Императорский фарфор». Фарфор ИФЗ представлен в Государственном Эрмитаже,
московском Государственном историческом музее, лондонском музее Виктории и
Альберта, нью-йоркском «Метрополитен-музее» и др.

www.ipm.ru

Издательство «Вита Нова» основано в Санкт-Петербурге в 2000 году.
Специализируется на выпуске малотиражных коллекционных изданий
художественной литературы, а также биографических и литературоведческих
книг. В создании книг принимают участие известные российские и зарубежные
литературоведы, искусствоведы и художники.

www.vitanova.ru