SPbLitGuide 03-07-3

Индекс 4
Санкт-Петербургский Литературный Гид
июль 2003 # 3(301)
http://levin.rinet.ru/spb-guide/index.html
___________
> Свежесть взгляда — не закрываемся — 23 июля и НОВОСТИ
___________
ВЗГЛЯД от 11.07.03

23.07.03 среда 19.30 Подвал Бродячей Собаки
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ДРЕЗДОБЕЗДОФОНИИ Организаторы: Ирина Дудина и Владимир
Пешков, в качестве музыкального оформления — подручные средства. В гостях
группа «ДОБРА НОЧЬ».

МЕСТА

*Музей Ахматовой — Литейный пр., 53, под арку, через сад. Для справок —
279-72-39. Работает выставка, посвящённая Бродскому — и — с 3 июня —
основная экспозиция

*Дом учёных — Дворцовая наб, 26. М.Невский пр.

Подвал Бродячей Собаки — Пл. Искусств, 5. Тел. 315-7764.

Борей-Арт — Литейный пр., 58.

*Европейский Университет — Гагаринская ул., 3.

*Кинозал филологического факультета СПбГУ — Университетская наб., 11, по
двору направо.

*Центр современной литературы и книги — Наб Адм. Макарова, 10. М.
Василеостровская., тел. 323-5295.

*Литературный клуб XL — 6-я линия В.О., 17, в помещении Библиотеки им.
Л.Н.Толстого.

*Библиотека интернет-клуба «»Quo Vadis!? — Невский пр., 22-24.

*Еврейский общинный центр — ул.Рубинштейна., 3

*Театр поэтов «Послушайте!» — Канонерский остров, 32, добираться от ст. м.
Балтийская, автобус ?67 до кольца, ехать 20 минут, расписание автобуса:
17.58, 18.16, 18.34).

* — сезон закрыт

НОВОСТИ
1.
На страницу поэта Нины Искренко добавлена книга стихов «У нас и у них»
(2003), включающая тексты 1990 года
http://www.vavilon.ru/texts/iskrenko6.html
На страницу поэта Александра Уланова добавлена неопубликованная книга
стихов «Перемещения»
http://www.vavilon.ru/texts/prim/ulanov2.html
10-й выпуск альманаха литературного клуба «Авторник» составлен по
материалам клубного вечера в феврале 2003 г. и включает стихи Николая
Звягинцева, Марии Галиной, Дины Гатиной, Михаила Нилина и др.,
рассказы Георгия Балла и Вадима Калинина, скетч Фаины Гримберг,
переводы Аркадия Штыпеля из Дилана Томаса и др.
http://www.vavilon.ru/metatext/avtornik10/index.html

2.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
совместно с галереей «Д-137»
представляют проект
Людмилы Беловой
«Save as/ Сохранить как»

Видеоинсталляция, объекты
17-31 июля 2003 года
Открытие 16 июля в 18.00
проект проходит при поддержке
Института «Открытое общество»,
Российского страхового
народного общества «РОСНО»,
ЗАО «Спортивный на Литейном»,
Hedman Osborne Clarke Alliance,
«Эхо Петербурга»

Кураторы: Мария Коростелева, Екатерина Соколова
Выставка работает в галерее «Д-137» по адресу Невский пр., 90/92, с 12.00 до
19.00

Создание архивов оцифрованных изображений кажется наилучшим способом
сохранения национального достояния и национальной памяти. Перевод
экспонатов в электронный формат — одна из последних глобальных идей,
захвативших музейный мир. Подлинник — вещь хрупкая и ненадежная, и только в
электронной базе данных ему гарантировано виртуальное бессмертие. Однако, в
этом случае возникает проблема выбора: что сохранять, а что нет. От музея,
как правило, ждут, что он развернет перед посетителем более или менее
стройную картину мира, и уже несколько столетий подряд музейщики занимаются
тем, что сортируют информацию, отделяя важное от менее важного и совсем
случайного. Но любые классификации такого рода неизбежно грешат
прямолинейностью. Сквозь стандартные ячейки всех этих сетей для ловли
прошлого проскальзывают все мелочи и бытовые подробности, все звуки, запахи
и краски, из которых как раз и складывается время, и, которые стираются
сразу же, как только это время уходит.
Собирая и сохраняя именно такую, неважную и второстепенную информацию,
записывая на видео случайные воспоминания, фиксируя на пленку уличные шумы и
обрывки разговоров, можно создать архив, в котором найдется место для всего
частного и индивидуального, как это происходит в проекте «Save As», где
память, по природе своей, субъективная и личностная, противостоит
объективной и безличной истории. Время сохраняется здесь не в порядке
хронологии, а как информация на жестком диске компьютера, где можно
одновременно открыть разные файлы и папки.
Камера, нацеленная на дверь галереи, снимает входящих в зал зрителей.
Изображение в режиме «сепия» проецируется на белую поверхность, где каждый
может обвести силуэт кого-нибудь из присутствующих. В XVIII веке для этой
цели использовали свечу и прозрачный экран. В новой версии их заменили
камера и проектор, а цель осталась прежней — сохранить изображение «на
память». Камера фиксирует реальное время, но преображенное фильтром и
искусственно состаренное изображение на наших глазах становится прошлым.
Инсталляция в следующем зале исследует уже настоящее прошедшее время.
Телевизоры и диванные подушки, разложенные на полу возле экранов, обещают
домашний просмотр. Вместо узоров на подушках напечатаны черно-белые
фотографии, переснятые с отбракованных снимков на паспорт. Увеличенные и
втиснутые в овал лица становятся настолько обобщенными, что кажутся
знакомыми. Персонажи на фотографиях защищены своей анонимностью, в отличие
от вполне реальных людей, рассказывающих о себе с экранов телевизоров. Жизнь
большинства из них так или иначе связана с домами ╧ 34 по Фонтанке и ╧ 51 по
Литейному проспекту, расположенными по соседству с музеем Анны Ахматовой.
Метод сбора информации, известный как Oral History или «устная история»,
как правило, используют для того, чтобы реконструировать какое-нибудь
недавнее событие или зафиксировать вчерашнее прошлое того или иного
локального сообщества. Но в житейских историях, которые рассказывают перед
камерой «соседи Ахматовой», Большая История уходит на второй план. Почти все
избегают говорить про войну или про блокаду, с удовольствием вспоминают о
том, как и под какую музыку танцевали, и как ходили в кино, но с трудом
называют даты и путают последовательность событий. В этих рассказах
действует не история, а память, упорно цепляющаяся за детали, которые и
оказываются самым главным.
Так же как видео-интервью сберегают частные воспоминания,
аудио-инсталляция сохраняет «звуковую» память. Случайные шумы, записанные на
улицах, подслушанные обрывки разговоров, звонки мобильных телефонов,
рассказы прохожих и торговцев с барахолки, переплетенные со старыми
мелодиями — маркерами времени — связаны в единый аудио-ряд музыкой Алексея
Рахова. Весь саунд-трек сводит вместе разновременные и разноплановые звуки.
Он существует как самостоятельный звуковой объект (см. диск в конце
каталога) и в измененной редакции как аудио-ряд к видеоинсталляции, где
движущаяся в танце пара перемещается из одного времени в другое, и где
вальс, танго и фокстрот смешиваются с современными ритмами. Экран,
пришпиленный прищепками, как вывешенная на просушку простыня, скрывая фигуры
танцующих, оставляет на поверхности только две тени, скользящие в
замедленном бесконечном движении.
Самые материальные объекты в этом медиа пространстве — старые фаянсовые
тарелки. Выведенные на потрескавшейся глазури каллиграфически-изящные
надписи — «скоро лето», «скоро весна», «скоро на дачу», «скоро обед» —
отражают постоянство наших ожиданий. Здесь слово «скоро» неизменно
апеллирует к будущему, а время меряется не часами, а надеждами, и потому, в
сущности, не важно, что все обещанное уже было и обязательно будет еще, как
обязательно будут весна, лето и осень.

(с) Дарья Суховей, 1997-2003

Обратный письменный usyskin@mail.wplus.net, устный и бумажный 346-19-12.

Републикация запрещается. Распространять частно.
Партнёры — куратор Литературного клуба Дома Учёных, сотрудники Музея
Ахматовой, «Невостребованная Россия», пресс-секретарь Экс-«Лицея», журнал
«Путь домой» (экс-«На дне»), телетекст канала ТРК «Петербург», «Борей-Арт»,
«Подвал Бродячей Собаки», «Дрэли куда попало», «Институт Финляндии в СПб»,
лито «Пиитер», частные лица.

При распространении информации рекомендуется ссылаться на «СПбЛитГид».