SPbLitGuide 02-04-6

Индекс 4
Санкт-Петербургский Литературный Гид
апрель 2002, # 6(209)
http://levin.rinet.ru/spb-guide/index.html
____________
*свежесть взгляда: 26, 27 апреля + НОВОСТИ (пресс-релизы)
____________
ВЗГЛЯД от 15.04.02

16.04.02 вторник 18.00 Экс-«Лицей»
Выступление поэта Александра Куляхтина.

17.04.02 среда 18.00 Дом учёных
Творческий вечер поэта Николая Голя.

17.04.02 среда 19.00 Подвал Бродячей Собаки
Цикл «Поэтические среды». Творческая встреча с Сергеем Мациевским.

18.04.02 четверг 18.00 Конференц-зал филологического факультета СПбГУ
Дискуссионный клуб «Современность сквозь призму литературы». Встреча с
писателем Павлом Крусановым, автором романа»Укус ангела», представление его
новой книги «Бом-Бом». Дискуссия на тему «Современный герой и его автор».
Куратор встречи — Георгий Медведев.

20.04.02 суббота 14.00 Подвал Бродячей Собаки
«Весеннее обострение/размывание границ между поэзией, прозой и двумя
столицами». Большое чтение разных московских авторов младшего поколения в
Петербурге. Участвуют: Данила Давыдов (Москва), Кира Ласкари (СПб-Москва),
Кирилл Медведев (Москва), Сергей Соколовский (Москва), Анна Сохацкая
(Москва), Дарья Суховей (Петербург), Яна Токарева (Москва), Ирина
Шостаковская (Москва). Чтения проходят при поддержке СПбЛитГида.

22.04.02 понедельник 18.30 Центральный лекторий
Вечер «День рождения Глеба Семёнова». Принимают участие: Галина Гампер,
Наталья Перевезенцева, Борис Григорин, Алексей Давыденко, Ирина Знаменская,
Зоя Эзрохи и др.

23.04.02 вторник 18.00 Экс-«Лицей»
«Ильичу — 132!?» Странные стихи Александра Акулова

23.04.02 вторник 19.00 Медиатека Французского института
Cеминар «Комедиант и мученик», посвященный Жану Жене. Организатор — Маруся
Климова. Семинар приурочен к приезду парижского театра TSE с пьесой Жене
«Служанки» (постановщик Альфредо Ариас).

25.04.02 четверг 19.00 Подвал Бродячей Собаки
Цикл «Поэтические среды». Творческая встреча с Валентиной Синкевич (США),
редактором поэтического альманаха «Встречи».

*26.04.02 пятница 18.00 Смольный институт свободных искусств
Ежегодные традиционные литературные чтения альманаха «Черновик» в Петербурге
при участии авторов альманаха «Черновик», а также главного редактора
Александра Очеретянского (США) и представителя «Черновика» в России Юрия
Проскурякова (Москва).

26.04.02 пятница 18.00 Музей Ахматовой, видеогостиная
Творческий вечер поэта Ирины Важинской «Под небом Петербурга». Автор читает
свои опубликованные и неопубликованные стихи. Прозвучат песни на стихи
И.Важинской в исполнении Наталии Петушковой (гитара).

26.04.02. пятница 18.30 Центр современной литературы и книги
Творческий вечер Владимира Соболя с презентацией его книги «Маленькая
комната на Большом проспекте».

*27.04.02 суббота 15.00 Европейский университет в Санкт-Петербурге
Петербургская презентация 17 номера международного альманаха смешанной
техники «Черновик». В рамках мероприятия запланирован доклад главного
редактора альманаха «Черновик» Александра Очеретянского (США) на тему:
«Смешанная техника в альманахе «Черновик», ее перспективы для современной
литературы», а также свободная дискуссия, в которой принимают участие:
Лариса Березовчук, Алексей Варсопко, Александр Горнон, Борис Констриктор,
Борис Кудряков, Линор, Арсен Мирзаев, Артур Молев, Этер де’Паньи, Юрий
Проскуряков, Дмитрий Чернышев и др. Презентация проводится при поддержке
Факультета истории искусств Европейского университета.

30.04.02 вторник 18.00 Экс-«Лицей»
Лекция о поэте Викторе Сосноре. Докладчик Евгений Антипов.

01.05.02 среда 18.30 Подвал Бродячей Собаки
Акция «Совместный полет внутри…»: Дмитрий Григорьев — новые стихотворения,
Станция Мир (Ваня Жук, Вовка Блюзмен, Гарик Багдагюлян и Роман Гринев) —
новые песни.

МЕСТА

Смольный институт свободных искусств — наб. Лейтенанта Шмидта, д. 11, ауд.
501

Европейский университет в Санкт-Петербурге — Гагаринская ул., 3,
конференц-зал.

Подвал Бродячей Собаки — пл. Искусств, д. 5. Тел. для справок 312-80-47.

Центр современной литературы и книги — Наб. Адм. Макарова, 10.
М.Василеостровская.

Медиатека Французского института — Наб.р. Мойки, 20.

Дом учёных — Дворцовая наб., 26

Центральный лекторий — Литейный пр., 42.

Музей Ахматовой — Литейный пр., 53, под арку, через сад.

Филологический факультет СПбГУ — Университетская наб., 11.

Экс-«Лицей» — В.О. 6-я линия, д. 17, помещение библиотеки им. Л.Н.Толстого.

НОВОСТИ

1.
Настало совсем лето. Вот. Отстукиванием на клавиатуре совсем спугну. Сезон
извининений. Теперь перед всеми за Акунина, похоже на злую шутку, но,
похоже, читать не под столом поэтических чтений 20-го апреля, а в далеко
отстоящей по времени дачной электричке, потому что книжка появится после 20
мая. Далее следуют пресс-релизы — размещаются в порядке прохождения
событий — о чтениях московских поэтов 20.04. и об акциях, связанных с
«Черновиком» 26 и 27.04. Маленькая ремарка именно здесь и сейчас: чтения 20
апреля не заменяют второй майский фестиваль поэтов СПбЛитГида, посвящённый
трёхлетию проекта в настоящем виде, а напротив, дополняют картину. Об
остальном будет объявлено.

2. к 20.04.2002

Большое чтение разных московских авторов младшего поколения в Петербурге под
названием «Весеннее обострение/размывание границ между поэзией, прозой и
двумя столицами» состоится в субботу 20 апреля с 14 до 17 часов в Подвале
Бродячей Собаки (пл. Искусств, д.5, М. Невский проспект).
Чтение вписано в контекст начавшихся в феврале 2002 года ежемесячных чтений,
в которых принимают участие несколько авторов (поэтов или поэтов и
прозаиков), объединённых по какому-нибудь признаку — принадлежности к одному
эстетическому кругу или публикациям в одном издании. В целом чтения
достаточно свободны по подбору возможностей объединения авторов и по составу
участников.
Инициатором проведения первых двух подобных чтений был петербургский
литератор и художник Борис Констриктор, куратором проекта «СПбЛитГид» Дарьей
Суховей происходящее было названо «Субботы Констриктора», да так и
прижилось, продолжившись в том, что куратором настоящей акции выступает
Дарья Суховей.
Чтения 20 апреля продолжают заявленные традиции «Cуббот». Будет представлено
несколько ярких фигур младшего московского литературного поколения,
объединённых общими подходами к работе с языковым материалом,
складывающимися в рамках современного развития русской литературы в
постконцептуалистский метод. Суть метода — в преодолении языковой инерции на
разных уровнях и разработке новых направлений возможного лирического
высказывания (как известно, прямое лирическое высказывание в современной
ситуации практически невозможно).
В чтениях участвуют:
Данила Давыдов (р. 1977, живёт в Москве, поэт, прозаик, лауреат Национальной
молодёжной литературной премии «Дебют» за 2000 год в номинации Малая проза),
Кира Ласкари (р. 1977, живёт в Москве и Петербурге, прозаик, в 2000 году был
в шорт-листе Национальной молодёжной литературной премии «Дебют» в номинации
Малая проза)
Кирилл Медведев (р. 1975, живёт в Москве, поэт, переводчик, автор книги
стихов «Всё плохо» (М., ОГИ, 2002), явившейся потрясением для современной
литературы)
Сергей Соколовский (р. 1972, живёт в Москве, прозаик, лауреат Сетевого
литературного конкурса «Улов» (2000) и премии московского литературного
салона «Авторник» за лучший текст сезона 2000-2001).
Анна Сохацкая (р. 1970, живёт в Москве, поэт)
Дарья Суховей (р. 1977, живёт в Петербурге, поэт, литературтрегер, лауреат
Сетевого литературного конкурса «Улов» (2001))
Яна Токарева (р. 1976, живёт в Москве, поэт, в 2001 году была в шорт-листе
Национальной молодёжной литературной премии «Дебют»)
Ирина Шостаковская (р. 1978, живёт в Москве, поэт, прозаик)
В принципе, авторы достаточно разнятся между собой в рамках широкого по
своей сути постконцептуалистского метода, демонстрируя различные интересные
возможности новых современных поэтик. Если начать с прозы, то Давыдов и
Ласкари делают не совсем то же, что Соколовский, или Шостаковская. Если у
первых двух точка описания лежит в псевдобезразличном отношении к совершенно
недопустимой реальности, то у Соколовского очень сильно личностное начало,
тексты Шостаковской же более экспрессивны, и работают на синтез искусств.
В представляемой поэзии можно отметить конкретные вещи, не поддающиеся
определениям и обобщением. Совершенно особая поэтика у Яны Токаревой, было
бы сложно соотнести её тексты с чем-либо, кроме её самой, но при этом
отношение к реальности по касательной соотносится с тем, что делает Кирилл
Медведев — исповедальная лирика без видимых признаков стиховой организации.
В таком случае Давыдов и Суховей образуют иной полюс возможного отношения к
реальности, пропускающий через себя не столько реальность, сколько язык, а
также образ автора как литератора, реальность остаётся искажённой и
мифологизированной. Ирина Шостаковская при таком распределении примыкает
скорее к двум последним, но не во всем соответствует данному для них
определению. У Сохацкой наиболее традиционная поэтика из возможных в рамках
этих чтений, но при этом её поэтика сдвинута относительно петербургских
представлений о традиции.
За дополнительной информацией обращаться к Дарье Суховей: 346-19-12,
d_su@mail.ru

3. к 26-27.04.2002

Ежегодный русский литературный альманах <Черновик> выходит в свет с 1989
года и в настоящее время готовится к выпуску его 17 номер. Возможно, он
является единственным в мире русским литературным изданием, полностью
предоставившим свои страницы суперсовременным жанрам литературы. В альманахе
публикуются произведения русской аутентичной литературы, идущие в ногу с
современными литературами западной Европы, Соединенных Штатов Америки и
Канады.
Отсутствие соответствующих жанровых определений в традиционной русской
литературе, в том числе в русской литературе ХХ столетия, заставляет
главного редактора и издателя <Черновика>, поэта и литературоведа Александра
Очеретянского (Нью-Джерси, США) создавать абсолютно новую таксономию,
предназначенную для классификации поступающих в редакционный портфель
произведений.
Для примера можно привести перечень рубрик готовящегося к изданию 17-го
номера: литература/эстетика//ВИДЕНИЕ, смешанная техника, визуальная
поэзия/практика, визуальная поэзия/графика//МОНТАЖ, поэзия/визуальная
поэзия/перевод//МОНТАЖ, визуальная поэзия/комментарий, поэзия//смешанная
техника, поэзия/химия МОНТАЖ, биология/поэзия//МОНТАЖ, МОНТАЖ стиха и прозы,
МОНТАЖ текста и графики, МОНОмногоафоризмоЛОГ, КОНЦЕПТ, CТИХОРИС, МОНТАЖ
музыки и литературы, МОНТАЖ//музыка/графика/текст, музыка/графика//МОНТАЖ,
фото//текст/ МОНТАЖ, фото//текст/музыка МОНТАЖ,
фото-живопись-графика//комментарий, радио/пьесы, каталог приемов, смешанная
техника//архив.
С альманахом сотрудничают авторы, составляющие гордость интеллектуальной
элиты России. Участие в <Черновике> ученых-естественников, гуманитариев и
представителей точных наук составляет культурно значимое явление, по
сравнению с другими литературными журналами в России и за рубежом.
Среди ученых, поддерживающих своим творчеством издание, можно назвать
д.м.н., проф. А.Трубецкова, Ю.Орлицкого (Черновик ? 15) — д. филол. н.,
профессора Российского государственного гуманитарного университета,
председателя жюри Тургеневского фестиваля малой прозы и многолетнего
куратора московских фестивалей верлибра в музее Вадима Сидура, океанолога,
д.г.н. Н.Кузьмину и многих других.
В <Черновике> часто публикуются первые произведения авторов, впоследствии
становящихся лауреатами различных литературных премий, завоевывающих
признание в качестве талантливых поэтов, прозаиков и перформаньсьеро.
За время существования альманаха в нем опубликовали свои произведения не
менее 1000 авторов, многие из которых в настоящее время представляют своим
творчеством и своими проектами отдельные центры культурного влияния.
Приведу лишь некоторые примеры: Хамдам Закиров (<Черновик> ? 14) — лауреат
литературного интернет-конкурса <Улов> 1999 г. в номинации <Поэзия>,
Александр Дашевский (<Черновик> ? 14) — лауреат Интернет-конкурса <Тенета>
1999 г., Галина Ермошина (<Черновик> ?14) — лауреат Тургеневского фестиваля
малой прозы 1998 г., Николай Байтов (<Черновик> ? 5) — член шорт-листа
литературной премии Андрея Белого 1999 г.; Станислав Львовский (Черновик
?12, ?13) — лауреат Сетевого литературного конкурса ТЕНЕТА» (1998),
Московского Фестиваля верлибра (1993); Борис Кудряков (Черновик ?13) —
лауреат Тургеневского Фестиваля малой прозы (1998); Михаил Нилин (Черновик
?12) Диплом оргкомитета Тургеневского фестиваля, Светлана Богданова
(Черновик ?13) — специальный диплом журнала <Новое литературное обозрение>,
Скворцов Максим (Черновик ?12) — первая премия рок-фестиваля <У-Рок-94>.
<Черновиком> интересуются читатели, любители русской литературы и
исследователи за рубежом. В разные периоды времени он поступал в следующие
учебные заведения и библиотеки: New York Public Library, Corneal University,
The Ruth and Marvin Sackner of Concrete Visual poetry, Taylor Institution
Library & The British Library, University of Iowa, The Ohio State
University, University of Kentucky, The University of Alberta (Canada), а
также экземпляры «Черновика» доступны в Колумбийском университете, в
Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, в Университете Беркли (Калифорния), в
Центральной библиотеке Бруклина, в Центральной библиотеке Квинса, в
Российской Государственной библиотеке им. В.И.Ленина в Москве, в Российской
Национальной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина (СПб.), в Саратовском
Государственном Университете им. Н.Г.Чернышевского, в Музее В.Сидура, в
Центральном Литературном Музее (Москва), в Музее Литературы ХХ века
(Москва), в Литературном музее К.Федина (Саратов) и др.
<Черновик> своим направлением способствует демократизации культуры,
освобождению культуры от советских и постсоветских стереотипов в
самосознании как авторов, так и читателей. В каждом номере <Черновика>
публикуются эссе по эстетике, исследовательские материалы по истории и
современному состоянию новаторского искусства, а также по психологии
творчества. <Черновик> отводит место на своих страницах вопросам развития
литературы, ее положения в обществе.
Другая сильная сторона <Черновика> — работа с авторами из российской
провинции. Для многих провинциальных авторов-нонконформистов публикация в
<Черновике> была первой. При этом одной из идей главного редактора
«Черновика» является публикация талантливых авторов, которые по разным
(политическим, идеологическим, национальным, стилистическим и другим)
причинам испытывали и испытывают трудности для презентации читателям
собственных литературных произведений. В <Черновике> публикуются авторы из
Саратова, Пензы, Нижнего Тагила, Тамбова, Новосибирска, Кемерово, Курска и
др. — география публикаций охватывает многие, если не большинство регионов
России. Естественно, публикуются также авторы русскоязычной диаспоры
зарубежных стран: США, Франции, Латвии и др.
Еще одна интересная и важная особенность альманаха — установление <мостов>
между русской и украинской культурами. При этом украинская культура
представлена авторами и метрополии (Киев, Львов и др.) и диаспоры (США,
Канада); параллельно в журнале печатаются украинские визуальные поэты
Ярослав Баллан, Мирослав Король, Назар Гончар и русские авторы Украины Игорь
Лапиньский, Леся Тышковская, Виталина Тхоржевская.
В настоящее время <Черновик> представляет собой насыщенное черно-белыми
рисунками издание формата letter size (276×206 мм), объемом 240 страниц,
издаваемое тиражом в 200 экз.. В среднем в каждом номере публикуются
произведения 50-70 авторов.
В апреле этого года в рамках ежегодного визита главного редактора
«Черновика» Александра Очеретянского несколько встреч с ним состоится в
Москве и Петербурге.
Контактное лицо в Петербурге — Этер Паньи. Тел: (812) 350-22-58 e-mail:
eter_de_panji@myrealbox.com

(с) Дарья Суховей, 1997-2002

Обратный письменный usyskin@mail.wplus.net, устный 346-19-12
Републикация запрещается. Распространять частно.
Партнёры — куратор Литературного клуба Дома Учёных, сотрудники Музея
Ахматовой и музея Пушкина, «Невостребованная Россия», пресс-секретарь
Экс-«Лицея», газета «На дне», журнал «Ваш досуг» (СПб выпуск), телетекст
канала ТРК «Петербург», «Борей-Арт», «Подвал Бродячей Собаки», «Дрэли куда
попало», «Институт Финляндии в СПб», частные лица.
При распространении информации рекомендуется ссылаться на «СПбЛитГид».