Санкт-Петербургский Литературный Гид
февраль 2000, зеркало
____________
*отражения версии — 1, 2, 3, 4, 7, 8, 10, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 19, 22,
24, 25 февраля
____________
ретроспекция от 01.03.00
[«глаз Петербурга слишком фасетчат, чтобы…»
(редакторское предисловие)
Поэтому наше «зеркало», во-первых, не отражает нашего всего происходящего.
Во-вторых, решительно не представляется возможным, чтобы литературный ритм
северного мегаполиса описывал кто-то один (плюс два-три специально нанятых
сотрудника-критика) — слишком велика раздробленность. Наше «зеркало», увы,
собрано не из осколков, идеально подходящих друг к другу; нет же, получился
хрустальный шар, разбрасывающий свет бликами. Что есть: слухи, кураторы,
очевидцы, участники — все с разными эстетическими предпочтениями, стилями,
вкусами. Ещё есть телевизор, газеты и Интернет.
Я не хочу делать этот проект исключительно для самовыражения. Получилось же,
что более чем наполовину материалы этого «пилотного» выпуска написаны мной.
Ещё часть, помеченная значком «~» — коллаж из того, что есть (см. пред.
абзац). Но проект открыт для Ваших свободных высказываний, а не для моих.
Можете начать с критики всей этой затеи.
О структуре — в самом начале сообщения о том или ином событии имеется
указание на его авторство, расшифровка которого — в самом конце.]
~01.02.00 вторник 18.00 Музей Ахматовой
Встреча с исследователем творчества Анны Ахматовой Романом Тименчиком,
читавшим комментарии к будущему собранию сочинений Ахматовой.
~01.02.00, 08.02.00, 15.02.00, 22.02.00 вторники 19.00 в клубе Клим
Ворошилов «Дрэли куда попало» основали своё поэтическое кафе на этой
площадке и теперь регулярно там собираются. Статью Алексея Варсопко об их
сборищах-собраниях можно найти в 4-м номере «На дне» (за вторую половину
февраля — описывается то, что было 1 февраля). Фрагмент существенно более,
чем указанная статья, эмоционального высказывания А.Ханека по этому поводу
(о 22 февраля):
«О! Какое омерзительное О! Самое поэтичное, что им удалось изобрести, это
звук «О»! А за-атем пришли фашисты…»
Неделей позже выяснилось, что этими «фашистами» оказались два чуть ли не
восемнадцатилетних паренька, вернее только один из них. А 29 февраля вообще
ничего поэтического не состоялось — лишь rockabilly какое-то.
~02.02.00 среда — презентация проекта виртуального кладбища «Новые
литераторские мостки», курируемого Валерием Савчуком. Протесты части
публики: нет кладбищу для избранных. С проектом можно ознакомиться только в
Сети, так как он сетевой: http://www.artmedia.pl.ru/kladb/index.html
Статью Валерия Шубинского об этой презентации можно найти в «Вечернем
Петербурге» от 8 февраля.
~03.02.00 четверг 18.00 Центральный лекторий
Линор представляла поэтическую композицию «Линор и углистые хондриты». О
представлении того же в Москве можно прочитать в Интернет-версии
«Литературной жизни Москвы» http://www.vavilon.ru/lit/nov99.html#511
дс03.02.00 четверг 18.00 «Лицей»
Поэтическое шоу: Teddy и Графф.
На самом деле сообщество называлось «Дикий дрём», шоу же — было посвящено
похоронам некоего поэта по имени Подлей Чернилофф. За спецэффектами
(транспаранты, сделанные вручную с оригинальными шрифтовыми решениями —
текст на одном из них, висевшем прямо на сцене, не передать возможностями
электронной почты: «Задавимъ искусство краснЕнькимъ» (здесь Е = буква ять);
два паренька в красных балахонах с капюшонами, в противогазах (!) и с
топорами, расхаживающие по сцене и залу; множество каких-то объектов на
сцене, демонстрирующих принадлежность к разным культурным средам — примеры:
в какой-то момент на сцене одновременно зажгли и церковные свечки, и
«вонючие палочки», стоявшие в одном подсвечнике; плюс к уже цитировавшемуся
лозунгу — японские иероглифы на шарфе — один из псевдонимов исполнителя
главной роли, известного по псевдониму Teddy, — Bai Saki Teru Tsuta), да,
вот, за спецэффектами было не узреть качеств поэтических текстов, впрочем,
кажется, они небезынтересны со всех точек зрения, кроме последнего ряда в
зале, — ибо воистину егоролетовские интонации исполнителя главной
роли/партии чередовались с шёпотом, но шёпотом под тихое позвякивание
топорами друг о друга. Также: отсутствие сюжета у действа, длившегося
полтора часа (или, по крайней мере, некоторые слушатели не уловили движения
сюжета), длительные музыкальные провалы, кажется, в трэш, а также, условно
говоря, множество «ружей», которые так и не «выстрелили» (портрет Пушкина на
сцене — самый заметный пример) побудили Евгения Антипова проявить
кураторскую инициативу и остановить действо. Когда участники (их было
четверо) покинули зал по этой причине, то данное действо было немедленно и
неплохо спародировано Кэнди Малахаевым.
дс04.02.00 пятница =юбилей СПбЛитГида=
Широко не отмечался. Были получены электронные поздравления от 15%
получателей Гида и личные тоже где-то от 15% получателей; получатели, в свою
очередь, составляют 0.0001 от населения города. Расчёты примерные.
Улыбочку:)
Пользуясь случаем, ЛитГид ещё раз благодарит Вас не только за поздравления,
но и за реальную поддержку и помощь. Особая благодарность Музею Анны
Ахматовой в Фонтанном Доме и Борею.
дс04.02.00 пятница 18.00 Музей Ахматовой
Вечер поэта Юрия Кублановского, редактора отдела поэзии журнала «Новый мир»
(Москва).
В белом, недавно отремонтированном большом зале музея немногое количество
публики пришло послушать поэта, приезд и выступление которого было
перенесено на неделю позже в связи с перенесённым им гриппом. Сидя в жёлтом
шарфе, поэт читал стихи. Стихи вполне традиционные по форме. Сутью же,
казалось, особенно в начале, — некая похожесть интонациями на
Стратановского. Всё же да будет такое суждение отнесено к обманным. Слишком
много пафоса было да мало иронии, что, впрочем,… Прозвучали стихи из книг
«Заколдованный дом», «Число», и ещё не изданной «Дольше календаря». Вёл
вечер Виктор Кривулин, а посетили его, в частности, несколько митьков,
которые не задержались там надолго.
дс07.02.00 понедельник =50-й «Питерbook»=
Как уже писалось в Маргиналиях к 51 выпуску… Юбилеи совпадают и, кажется,
случаются по всем рабочим дням. Ещё раз запоздалое «ура!!!». С точки зрения
хроникёрской же отметим, что распространялась первая часть тиража на вечере
трёх прозаиков в «Звезде» сияющим по этому поводу главным редактором Вадимом
Зартайским лично.
07.02.00 понедельник 18.00 Дом учёных
Вечер поэтов Олега Левитана и Дмитрия Толстобы.
пк07.02.00 понедельник 18.00 Редакция журнала «Звезда»
Вечер авторов литературного альманаха «Urbi». Участвуют: Кирилл Кобрин
(Нижний Новгород), Михаил Окунь, Лев Усыскин. В этот день двери редакции
журнала «Звезда» впустили не весьма многочисленную публику разнообразного
свойства. Несколько писателей и стихотворцев, пригоршня критиков, пара
филологов и 3-4 т.наз. «простых читателей» пришли послушать прозаиков
альманаха «Урби» (СПб.-Н.Новгород). «Урби» — издание, поражающее своей
эклектичностью и странными названиями, похожими на оные рок-пластинок,
«отмечался» прежде публичными акциями своих поэтов (в стенах той же
«Звезды», Фонтанном Доме и др. почтенных заведениях); прозаики же были
несколько в загоне. И вот, свершилось. Начало вечера осталось за
соредакторами. Первым из них был соредактор «Звезды» Андрей Арьев,
заявивший, что сейчас будет читаться проза, которую в его журнале никогда
печатать не будут: «У нас нет спонсоров. Есть только читатели». Следующим
представителем полувзвода соредакторов был соредактор «Урби» (и по
совместительству — зав. отделом поэзии «Звезды») Алексей Пурин. Он долго
раскланивался перед предыдущим докладчиком (по совместительству — его
начальником), а затем представил выступающих. Характеристики его были кратки
и ёмки. Кирилл Кобрин — «удивительный человек», Лев Усыскин — «светлая
личность, потому что не пьёт», Михаил Окунь — «бандит и хулиган». Публика
настороженно примолкла. Наступил черед третьего из соредакторов. Кирилл
Кобрин (соредактор «Урби») объяснил присутствующим эстетическое кредо
альманаха; как и предполагалось, без восточной мудрости не обошлось: «Пусть
расцветают все цветы!» (Мао Цзэдун). После упражнений в постмаоизме Кобрин
зачитал три полуавтобиографических эссе, предполагаемых им в будущую его
книгу «non-fiction». Лев Усыскин, предшествуемый представлением того же
Кобрина (нечто о «реальности», которая, якобы «исчезла» для всех, только не
для прозаика Усыскина), прочитал два рассказа о революции и гражданской
войне, полные шашек, маузеров и махорки. В связи с последним публика
оживилась: при упоминании о «кисете», но сорокинской свистопляски и прочего
«мокренького бридо» не последовало. «Питерский Генри Миллер» Михаил Окунь
сорвал аплодисмент своей ёмкой и ёбкой прозой. Особенно приглянулся рассказ
о бедолаге, которому приснился его любимый киноактер — поживший в своё (и
наше) удовольствие Рэнди Уэст. К сожалению, достойного окончания вечера не
воспоследовало.
[журнальная версия этой заметки опубликована в Питерbook’е 3-2000]
дг07.02.00 понедельник 19.00 Шалтай-Болтай
Вечер поэта, музыканта и сказочника Владика Нахимова.
Владимир Нахимов, многим знакомый по публикациям в газете «НА ДНЕ» («Записки
международного бомжа», «Под мостами Сены») — прямой продолжатель традиции
средневековых трубадуров: большую часть года он путешествует по городам и
странам на своем стареньком микроавтобусе и выступает на улицах и площадях.
В его репертуаре музыка народов мира и собственного сочинения, которую он
обычно исполняет одновременно на нескольких инструментах, а порой подключает
к этому действу собственноручно созданную куклу по имени Офелия. Вечер на
сцене Шалтай-Болтая был «многожанровым»: за рассказами о трубадуре и
принцессе следовала мелодия с почти сказочным для нашего северного города
названием «Сорока на абрикосовом дереве» а за ней то, что сам автор назвал
научной частью — отрывки из «Трактата об отношениях между орлами, кротами,
страусами, пеликанами и львами».
[журнальная версия этой заметки опубликована в Питерbook’е 3-2000]
08.02.00 вторник 18.00 Дом журналиста
Вечер, посвящённый творчеству Нонны Слепаковой. Участвуют барды, а также
поэты Илья Фоняков, Дмитрий Быков и др.
пк08.02.00 вторник 18.30 Музей Ахматовой, видеогостиная.
Вечер короткой прозы Льва Усыскина. Вступительное слово Кирилла Кобрина
(Нижний Новгород).
Лев Усыскин читал свою прозу. В отличие от предыдущего мероприятия
(07.02.00; редакция журнала «Звезда»), выдержанного в несколько
фривольно-алкоголистических тонах, это было обустроено серьезнее. Среди
публики было замечено не очень много литераторов — исполинского роста
издатель в паре с миниатюрным критиком, неизменный в эти дни в Питере
Кобрин, кто-то ещё. На втором этаже того же помещения автор «Романа с
простатитом» вел теоретические занятия по суициду. В рассказах Усыскина
насилие тоже присутствовало. «Полёт шмеля» завершился контрольным выстрелом
в голову. «Медицинская сестра Анжела» — досрочной смертью приговоренного
бандитами к смерти Тихомирова. В конце концов, расстреляли и Берию («Синий
табурет»). Удалась и задуманная автором «драматизация»: чтение «по ролям» с
питерским поэтом Дарьей Суховей, цитирование неких исторических документов,
касающихся аграрных корней чеченской проблемы. Публику напоили чаем. Кобрин
опять говорил про исчезнувшую реальность. Кононов громко шелестел бумагами.
Елисеев издавал короткие смешки. Некто с бритой головой задал уточняющий
вопрос. Около десяти все разошлись. Самоубийц со второго этажа слышно не
было. Ждем продолжения. Тчк.
[журнальная версия этой заметки опубликована в Питерbook’е 3-2000]
~10-12.02.00 четверг-суббота 11.00-14.00, 15.00-17.30 Музей Ахматовой
Международная научная конференция «Ахматовские чтения-2000».
Программа конференции публиковалась в СПбЛитГиде. Бо’льшая часть докладов
будет доступна через какое-то время на сайте музея: www.md.spb.ru/akhmatova/
или в библиотеке музея. Статья об этом событии опубликована в «Деловом
обозрении» от 17.02.00.
вр10.02.00 четверг 18.00 «Лицей»
Вечер поэтов Владимира Кучерявкина и Арсена Мирзаева
Вечер начался с исполнения ритуальной песни, которой Арсен Мирзаев
предваряет многие свои выступления, а затем был продолжен попеременным
чтением авторами различных стихотворений. Несмотря на различие поэтических
(и сценических) манер, а, возможно, и благодаря этому, общее звучание
поэтических чтений вышло, к великому удовольствию публики, необыкновенно
гармоничным. Завершилось выступление поэтов чтением «в ролях» палиндромессы
[прим.: палиндромесса — палиндромическая пьеса] Арсена Мирзаева «Признание
Анны Осаниной, или В сетях Сатаны», в котором, кроме автора и В.
Кучерявкина, принял участие поэт и писатель Дмитрий Григорьев.
[журнальная версия этой заметки опубликована в Питерbook’е 3-2000]
~11.02.00 пятница 18.00 Музей Ахматовой
Вечер поэта Анатолия Наймана, читавшего по книге «Ритм руки».
дс11.02.00 пятница 19.00 Амплитуда
Вечер поэта Елены Шварц.
Елена Шварц читала час. Основную часть чтения составили ранние стихотворения
и поэмы — знакомые и озвученные автором по инапрессовскому изданию, в то же
время прозвучали и вещи новые, незнакомые, не похожие на общее представление
о поэтике Шварц. Количество пришедшей публики потребовало вноса скамеек из
соседней галереи, тем не менее, всё равно часть публики осталась слушать
стоя. Слушали не дыша, по окончании чтения подарили несколько букетов
цветов. «Литературный Гид» рассказывал о том, как в предвыборной газете
написали о несостоявшемся осенью выступлении Шварц в «Приюте комедианта»,
будто бы оно было; здесь же ситуация обратная — случившийся бесплатный вечер
Шварц, что называется, прессы не получил (по крайней мере, мы этого не
отследили). Поэтому ещё одно эссе на ту же тему:
[а.х.]: Опыт впечатления: кафе Амплитуда, читает Ел. Шварц
Шаткие стулики, публика особняком — о ней пусть скажет другой, а так —
штрих: роза плашмя поперек столешницы, гиацинты в целлофане — любезность
Скидана; его конферанс, он же определил: поэтическую сцену через Ел. Шварц и
еще кое-кого, о ком будет объявлено дополнительно; да, о сцене удачно —
голоса у Шварц почти уже нет, тем безупречнее жест: не жест — лезвие,
полоснет и сейчас же сама и излечит, бога приманит и — пластырем, — вполне
Шварц, даже респектабельно, плюс гарнир ненавязчивого концепта: от поэта к
поэту, от предпочтения к предпочтению, будь то всё ещё Шварц, либо уже
Скидан. Обещан Стратановский. Ещё!
дс12.02.00, 19.02.00 субботы 15.00-19.00 Фонд Русской Поэзии
Дни открытых дверей альманаха «Петрополь»: встречи с петербургскими
писателями и поэтами, каждому посетителю — автографы и книги в подарок.
Прямо-таки в офисе-складе издательства Фонда Русской Поэзии принимали гостей
дорогих да одаривали из них купивших. Достоинства: можно было за смешные
(напоминало dollar sale -1$ за всё) средства обрести пропылёные
библиографические редкостины — «Новая Юность» 1995 года, «Петорополи» — с
1990 (со 2 вып., который вполовину меньше и толще нынешнего, а какая бумага
толстущая!!!), и книги разных поэтов и писателей (что стрёмно — 2-томник
Александра Володина 1997 г.издания уже «прошёл», остальное, включая
существенно более ранние издания, — нет). Недостатки: часа в четыре дня
(начало акции было объявлено на 3) никаких поэтов-писателей и даже издателя
Николая Якимчука в вышеозначенной конторе не наблюдалось.
16.02.00 среда 18.00 Музей Ахматовой
Встреча с литературным критиком и эссеистом Самуилом Лурье.
мс16.02.00 среда 18.00 Дом учёных
Вечер памяти Е.Г.Эткинда.
На втором вечере памяти Ефима Григорьевича Эткинда (первый состоялся в музее
Ахматовой 18 декабря 1999 г.) его вспоминали Г.Ю.Бергельсон, Н.О.Гучинская,
П.Л.Вахтина, И.В.Кудрова, Г.С.Усова, С.Бердников. Лейтмотивом всех
выступлений было чувство неприемлемости смерти Эткинда, невозможности
примириться с тем, что его уже никогда не будет с нами. Выступавшие
подчёркивали, каждый по-своему, такие уникальные качества Эткинда, как
священное отношение к делу перевода, потрясающие организаторские
способности, умение слушать людей, умение произносить интереснейшие речи,
доклады, т.е. и умение «заставить» слушать себя. В Ленинграде он организовал
не имевший аналогов устный альманах переводов «Впервые на русском языке».
Альманахи выходили с 1959 по 1973 год. Он вёл их захватывающе, в нужных
местах ободряя застенчивых выступающих и делая — всегда интересные —
замечания. Количество желающих попасть на выпуски альманаха намного
превышало число мест в зале Дома писателей, люди стояли в проходах, даже в
коридоре и на лестнице. (Когда впоследствии — после отъезда Эткинда — была
сделана попытка реанимировать эти альманахи, она не удалась.) Во Франции,
куда Эткинд попал не по своей воле, он пытался научить французов
стихотворному переводу, потратил на это много сил и времени. Всегда сожалел
о том, что «у него не та аудитория». В Бретани, где с Эткиндом подружились
местные крестьяне (он жил на приобретенной им половине фермы), он
пользовался большим авторитетом, ему даже предложили стать мэром местечка,
но он отказался. На вечере также прозвучали две небольших новеллы Эткинда,
построенные на автобиографических мотивах. П.Л.Вахтина, прочитавшая их,
сказала, что это не всё, что эти новеллы пока нигде не опубликованы…
дс17.02.00 четверг 18.00 «Лицей»
Вечер Григория Ильяноя и Тимура Кекиликова.
Авторы столь малоизвестны, либо же я столь серый человек, но (приношу
извинения за первоначальную неточность) не оба их оказались поэтами. О
вечере: начался с того, что Григорий Ильяной воспоминал об Александре
Башлачёве, прочитав и переинтонировав его «Сядем рядом, сядем ближе»
(Похоже, он не слышал этого текста песней в авторском исполнении «Сядем
рядом, ляжем ближе»). Потом Тимур Кекиликов читал стихи из некоей
готовящейся книги и поэму, которую мне уже доводилось слушать несколько лет
назад в «Книжном клубе» у Аверина — «Второе пришествие Антихриста». Поэма
имеет существенное версификационное преимущество в сравнении со стихами того
же автора. Касательно авторского отношения к текстам вообще можно заметить,
что оно сильно напоминает псевдонесерьёзное-к-себе («стих», «поэмка»),
принятое в круге «лейкинцев», к которому Тимур, ясное дело, отношения не
имеет. Хотя о биографических подробностях своих Тимур не сообщал — так как
он посчитал, что все всё равно всё знают — во время вечера в зале
присутствовало от пяти до шести слушателей. Музыкальной прослойкой промежду
выступающими авторами была некая композиция про Кондратия, достаточно-таки
себе heavy, сочинения Тимура же. Григорий Ильяной, обозначивший жанр как
«страницы романа», пересказав сюжет, прочитал два отрывка вполне интересной,
чем-то напоминающей Петра Кожевникова прозы (действие происходит в 1976
году, а главного героя, кажется, зовут «молодой человек», или, сокращённо
м.ч. (запомнено со слуха — верен ли регистр набора, не знаю)). Только в
рамках дискуссии, отвечая на вопрос Станислава Шуляка, автор назвал название
«страниц романа» — «Индия». В остальном же дискуссия носила странный, не
совсем имеющий отношение к непосредственно прочитанным/прослушанным
произведениям характер.
дс18.02.00 пятница 19.00 Музей Ахматовой, видеогостиная
Семинар Бориса Ивановича Иванова, возобновлённый по причине, что не всё
успели в прошлом году, до конференции, состоявшейся в конце декабря, в
связке с премией Белого. В продолжении семинара речь идёт преимущественно о
80-х годах. Нина Гучинская рассказала о поэзии Елены Шварц. В 1979 году в
самиздатском журнале «Часы» была опубликована статья Гучинской о Шварц,
подписанная псевдонимом «Ефимова», взятым в честь Е.Г.Эткинда. Это рецензия
на первый самиздатский сборник Шварц «Войско, изгоняющее бесов», выпущенный
в 1976 году в Москве Владимиром Сайтановым. Нина Гучинская рассказывала о
том, что важно для поэтики Шварц, это (в произвольном порядке): постоянные
превращения — преображения, особый тип музыкальности стиха — атональная,
авангардная, и достаточно сложные отношения в сфере религии (религий).
Гучинская считает программным стихотворение «Подражание Буало» — в плане
рефлексии. Значительную часть доклада Гучинской составили комментарии к
поэмам и стихотворным циклам: «Труды и дни Лавинии», «Лестница с дырявыми
площадками», «О том, кто рядом. Из записок единорога», «Прерывистая повесть
о коммунальной квартире». В обсуждении участвовали Светлана Иванова, Борис
Останин, Алексей Михайловин, Валерий Шубинский. Обнаружилось, кстати, что и
он, и Гучинская независимо друг от друга (Шубинскому не был доступен ж-л
«Часы» с вышеупомянутой статьёй) в своих критических работах высказали, что
ритм стихов Шварц — это не что иное, как чередование разных
силлабо-тонических метров.
Вторая часть семинара была посвящена журналу «Грааль», о котором рассказывал
один из его издателей Вадим Максимов. «Грааль» выходил с февраля 1980 по
февраль 1984, вышло 11 номеров в 15 книгах, тиражом около 6 экземпляров,
объёмом 100-200 машинописных страниц. Журнал родился в недрах Театрального
института, где тогда учились Дмитрий Марченко, Евгений Пуссер и сам
Максимов — соредакторы. Задачи театрального журнала не стояло, наоборот,
«Грааль» представляли себе как издание, которому надлежит отражать
культурную ситуацию в целом. Рубрикация была достаточно широкой (поэзия,
проза, драматургия, критика, теория, переводы), тем не менее, «Грааль»
состоялся как журнал, основную часть которого составляли современная проза и
поэзия (из-за этого и 15 книг, но 11 номеров — существовали приложения).
Основную массу авторов составляли москвичи — Татьяна Щербина, Ольга
Седакова, Дмитрий Щедровицкий, Алексей Бердников и, условно говоря, круг
Михаила Файнермана — Всеволод Некрасов, Иван Ахметьев, Евгений Харитонов. О
последнем из упомянутых следует сказать особо — несмотря на то, что он умер
в 1981 году, у него были прижизненные публикации в самиздате — как раз-таки
в «Граале», в первых номерах. После его смерти был выпущен «Грааль» N 10,
1983, полностью посвящённый Евгению Харитонову. На последних номерах
«Грааля» возникла целая группа следующего поколения, выпускавшая
самиздатский журнал «Журнал». Что касается самого Максимова, для него лично
самиздат стал образом жизни, чем-то постоянно сопутствующим судьбе. В 1996
году Максимов на компьютере тиражом 30 экземпляров издаёт журнал
«Академическое подполье», ну, и это, думает он, — не последнее…
~22.02.00 вторник 19.00 Шалтай-Болтай
Вечер поэтов Андрея Шляхова, Насти Тамило и Марии Громаковой носил
синтетический характер — Настя Тамило играла пантомиму, Мария Громакова
танцевала. Ну, и стихи все трое читали, разумеется, неплохие.
~24.02.00 четверг 18.00 «Лицей»
Вечер поэтов Сергея Завьялова и Александра Скидана
Действо проходило в форме беседы между авторами, попеременно читавшими
стихи, начиная со стихов 1994 года, заканчивая 1999-м, и говорили о
прекрасном. Завьялов и Скидан декларировали свою похожесть друг на друга —
«у нас даже книжки одинаковые» — выпущенные в арго-рисковской серии
«тридцатилетние». Это декларирование идентичности плохо кончилось: часть
публики, регулярно посещающая «Лицей», не поняла обоих. Вечер был привязан к
воспоминаниям о Василии Кондратьеве; Скидан завершил циклом «Кондратьевский
проспект».
~24.02.00 четверг 18.00 Музей Достоевского.
Состоялся вечер 32-летнего поэта Тимофея Животовского, организованный
Юлианом Рыбаковым и его кругом. Присутствовало около 100 зрителей, вечер
состоял из 4-х частей, Тимофеем было прочитано около 70 стихотворений
(известно, что Тимофей читает обычно наизусть и очень торопливо) и 4 поэмы,
одна из которых была написана под впечатлением от предыдущего персонального
чтения в Музее Пушкина в 1997 году, где зрителей / слушателей почти не было.
дс25.02.00 пятница 19.00 Музей Ахматовой, видеогостиная
Семинар Бориса Ивановича Иванова, полностью посвящённый 80-м годам в русской
неподцензурной (проще сказать: неофициальной) литературе. Длинный первый
доклад держал Валерий Шубинский, рассказывавший об образовавшейся в 80-е
литературной группе «Камера хранения» (Олег Юрьев, Дмитрий Закс, Ольга
Мартынова, Валерий Шубинский), о самиздатском сборнике «Камера хранения»
(1985) и о типографском (те же четверо, 1989) одноименном сборнике, одном из
первых в стране изданий, выпущенном на средства авторов (тир. 3000).
Впоследствии «Камера хранения» стала альманахом, публиковавшим многих — от
Сергея Вольфа до Евгения Мякишева. В продолжение доклада Шубинский много
читал стихи поэтов, входивших в «Камеру хранения». Ныне большая часть
входящих в неё литераторов живёт в Германии. Сайт «Камеры хранения»:
http://members.aol.com/kamchran/index.htm
Вторым докладом на ту же общую тему было сообщение Дмитрия Григорьева о так
называемых «депрессионистах» — Михаиле Кондратьеве (р.1960), Борисе Пузыно
(р.1964) и Ртомкере, к которым Григорьев сам примыкал в начале 80-х. Рассказ
Григорьева носил скорее бытописательный характер, но, как и Шубинский, он
иллюстрировал своё сообщение чтением стихов [некоторые тексты Михаила
Кондратьева (МК) то ли уже размещены, то ли вот-вот будут на сайте ДГ:
www.geocities.com/SoHo/Village/9004/sund.html].
Добавим к пересказу фрагмент из неопубликованной статьи Дмитрия Григорьева о
«депрессиноистах»:
6 декабря 1999 года в клубе Шалтай-Болтай состоялся закрытый вечер поэта и
переводчика Михаила Кондратьева, известного также как МК (Транк МК). Хотя об
этом вечере не было упомянуто в «литературной хронике», он, на мой взгляд,
был одним из лучших авторских вечеров 1999 года. МК по праву может считаться
«последним депрессионистом», ибо другие участники самиздатовского сборника
Модитен Депо, появившегося в восьмидесятых годах, отошли от принципов
депрессионизма: один растворился в пустых пространствах Гатчины, другой ушел
в виртуальную реальность, третий сделал «поэтическую карьеру». О
депрессионистах сегодня известно довольно мало: у них не было ни программы,
ни манифеста, ни коллективных публикаций. Да и принципов, как таковых, тоже
не было. Были самые дешевые «культовые» журналы «Корея» и «Корея Сегодня»,
кинокамера, пара пишущих машинок, драйв, который скорее характерен для
маниакальной, чем для депрессивной стадии а также нежелание вписываться «в
план великих строек» и играть в чужие игры. Я тогда тесно общался со всеми
депрессионистами. У каждого из них был свой собственный метод: Д.Во называл
свое делание «психическим террором», что в конечном счете привело его к
гибели на полях Кровавой Ейки (мемориальная доска долгое время висла на
доме, где он жил, но потом была сбита хулиганами), Пузыно «:просто работал,
просто копал торф:», его большая книга в свое время готовилась к изданию в
«Северо-западе», но так и не вышла [была уничтожена самим автором], Ртомкер
снимал кино и жил: «напился пива, /стал буянить, / хули ганить,
/шпагоглататиранить, /кровьвзбиванить, /снегоплакать, /туалетобить, / в
общем — быть.», М.К садился за машинку (впоследствии — за компьютер),
запивая облатку сиднокарба ведром пива, его переводы Харлана Эллисона,
Снайка хорошо знакомы читателям фантастики. Так случилось, что собственные
тексты М.К и Бориса Пузыно публиковались, в основном, в питерском самиздате
(М.К. — в Митином Журнале, Пузыно — в «Часах»). Может быть эти несколько
стихотворений [в данной публикации они опущены по причинам, связанным с
авторскими правами], заинтересуют кого-нибудь из издателей. Мне хотелось бы
иметь на своей полке книги «депрессионистов».
Этим заканчивается текст Григорьева, послуживший основой выступления в
семинаре. Заявленный участвовать Арсен Мирзаев ничего не сообщал и даже на
место докладчика не садился, показал лишь некую пародию на «предвыборную
агитацию» в связи с «Президентами Изабеллы». Возникла интересная беседа о
том, почему в 80-е литературные сообщества почти никак не пересекались.
Беседа строилась из недоумённых вопросов Б.И.Иванова — почему ни те («КХ»)
ни другие (Модитен Депо») не взаимодействовали активно с Клубом-81 —
оставлен без ответа; были ли у «Камеры Хранения» какие-либо взаимоотношения
с кругом «Митина Журнала» — да, там однажды публиковались стихи Олега
Юрьева, но продолжения сотрудничество не получило. Присутствовавшие стали
вспоминать, какие ещё литературные сообщества были в городе в то время, и
как выйти на тех людей, кто мог бы о них рассказать.
~25.02.00 пятница 19.00 «Амплитуда»
Состоялся вечер мемуаров Александра Ильянена «Версия романа», приуроченный к
его дню рождения.
Авторы материалов:
~ пересказано присутствовавшими частными лицами
дс — Дарья Суховей
дг — Дмитрий Григорьев
пк — Пётр Кириллов
мс — М.Я.Суховей
вр — Вадим Романов
ах — А.Ханек
Подписано через три часа после наступления весны на день позже чем другие
три раза в четыре года. Обещания сдержаны. Название оправдано. За
содержание, истинность и корректность материалов несут ответственность
авторы. Хотя я уже несколько сроднилась с их словами в ходе стилистической
правки. Спасибо за внимание.
(с) Дарья Суховей — бр — еnd не им., меня дж мент, е-дaiт — ори «@LL!» (д=m,
т=l), пру-уф-ф-ридiNG (не путать с paGiнгом и непри-), содержимоё [_]
ско-!-лько можно?, ребусы в копирайте [разгадавшему -приз], 2000 🙂
(с) вышеперечисленные авторы заметок, 2000 😐
Обратный usyskin@mail.wplus.net.
Републикация — только по соглашению с авторами материалов. Распространять
честно. При цитировании ссылаться. Печатать на принтере можно. Перечитывать
необходимо.