Индекс 4
Санкт-Петербургский Литературный Гид
Сентябрь 2006 # 4(542)
___________
обновления: 20, 30 сентября и 13 октября, уточнения на 19.09, НОВОСТИ (4 штуки, 2 из которых — подробности к событиям 20 сентября).
___________
ВЗГЛЯД от 18.09.06
18.09.06 понедельник 19.00 Платформа
Встреча с femme terrible русской литературы писательницей Марусей Климовой (СПб). Участвуют: филолог Андрей Аствацатуров, поэт Аркадий Драгомощенко, философ Вячеслав Кондратович, поэт и издатель Дмитрий Волчек (Прага). Вход свободный. (Маруся Климова (Татьяна Кондратович) — автор книг «Голубая кровь», «Домик в Буа-Коломб», «Белокурые бестии», «Морские рассказы», «Селин в России», «Парижские встречи», «Моя история русской литературы». Широко известны ее переводы французских радикалов: Л.-Ф. Селина, Жана Жене, Жоржа Батая, Моник Виттиг, Пьера Гийота и др. Редактор журнала «Дантес», президент Российского Общества Друзей Л.-Ф. Селина, учредитель фестиваля петербургского декаданса «Темные ночи», лидер движения «Аристократический Выбор России»… Совсем недавно она стала кавалером французского Ордена литературы и искусства (l’Ordre des Arts et Lettres), одной из самых престижных европейских наград за выдающиеся достижения в сфере культуры.)
19.09.06 вторник 19.00 Книги и кофе
Презентация книги Елены Сунцовой «Давай поженимся» (М: Арго-Риск, 2006, серия «Воздух»).(Елена Сунцова родилась в 1976 г. Училась на художественно-графическом факультете Нижнетагильского педагогического института и на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Публикации в антологии «Современная уральская поэзия (1997-2003)», журналах и альманахах «Урал», «Уральская новь», «Вавилон» и др. Живет в Нижнем Тагиле. http://www.vavilon.ru/texts/suntsova1.html)
19.09.06 вторник 19.00 Центр современной литературы и книги Новая серия вечеров «Представляю» — Вячеслав Лейкин представляет Вячеслава Хованова. Куратор серии Татьяна Алфёрова.
20.09.06 среда 18.00 Борей-арт
Выставка <ТЯ> объединения УИ (Екатеринбург), музыкальный перформанс <Миллион
звуков> — импровизации на названия Григорий Тренин (саксофон)
(Екатеринбург), презентация первого тома уникального, не имеющего аналога в мире проекта Франсуа Дюпона и Павла Ложкина <Мильён названий> (г.
Екатеринбург) (Издававшийся с 1996 года с ежегодными дополнениями <дюпонизмов> в журналах <Формуляр> и <Э.Ф.> издательства ИГНЫПС (Екатеринбург), проект Франсуа Дюпона <Мильён названий> впервые собран в книгу к десятилетию проекта. В первый том вошли <дюпонизмы> с 1 по 4000 номера за период с 1996 по 2006 гг. разных авторов (около сорока), отличающихся как стилистически, так и идеологически. Субъективные опыты охватывают литературу, поэзию, философию, историю, психологию, общество, социальные явления, мораль:)
20.09.06 среда 18.30 Смольный институт (Наб. Лейтенанта Шмидта, 11, ауд.
408)
Издательский дом <Новое литературное обозрение> и Смольный институт свободных искусств и наук СПбГУ представляют обсуждение книги Дины Хапаевой <Герцоги республики в эпоху переводов. Гуманитарные науки и революция
понятий>.
21.09.06 четверг 19.00 Центр современной литературы и книги Михаил Александр с новой книгой стихов <Перед ночлегом>.
21.09.06 четверг 19.30 Книги и Кофе
Презентация книги стихов Екатерины Кавериной «Carpe diem» (Екатерина Каверина — участник лито Пиитер).
22.09.06 пятница 18.00 Музей Ахматовой, видеогостиная Поэтические чтения. Алексей Макушинский (Германия).
22.09.06 пятница 20.00 Буквоед на Восстания Эмили Магуайр: <Приручение зверя>. Впервые! On-line-презентация мирового бестселлера австралийской писательницы.
23.09.06 суббота 13.00 Буквоед на Просвещения Детский клуб «Буквоежка». КАМЕННЫЕ ЗВЕРИ: поэтическая прогулка с детской писательницей Гелией Маурой.
25.09.06 понедельник 19.00 Платформа
Медиа-расширения Альманаха «Треугольное колесо» <Вечер равноденствия>.
26.09.06 вторник 19.00 Центр современной литературы и книги Новый сезон серии вечеров «Две стороны»: Олег Левитан и Вадим Пугач.
27.09.06 среда 20.00 Буквоед на Восстания Журнал Эрмитаж представляет: Лев Рубинштейн <В погоне за шляпой>.
Презентация книги известного московского поэта и эссеиста.
28.09.06 четверг 19.00 XL в библиотеке Маяковского Открытие сезона в литературном клубе XL. Владимир Беляев, директор Театра Поэтов «Послушайте!». Поэтический вечер.
29.09.06 пятница 19.00 Центр современной литературы и книги Творческий вечер поэтессы Екатерины Полянской.
29.09.06 пятница 20.00 Буквоед на Восстания Голландский институт представляет: АНТОН ХААКМАН: кино и вымысел.
Презентация книги голландского писателя, режиссера и кинокритика.
30.09.06 суббота 18.00 Книги и кофе
Творческий вечер поэта Арсена Мирзаева. 1.Представление новой книги «13»
(Париж, 2006). 2. Стихотворения последнего времени. 3. Хазарско-нигерийские мантры.
03.10.06 вторник 19.00 Театр поэтов «Послушайте!»
Открытие сезона. Феерическая акция «Кто приложил руку? Кто оставил след?»
Проект «ТЕНДЕНЦИИ»: Илья Жигунов, Владимир Антипенко, Мария Громакова, Владимир Беляев, Мария Агапова, Анастасия Демичева, Яна Богданова, Андрей Локиев.
04.10.06 среда 19.00 Подвал Бродячей Собаки Андрей Грицман (Нью-Йорк) представляет свои новые книги поэзии и эссеистики.
Также в рамках авторского вечера пройдет презентация проекта «Interpoezia»
(www.interpoezia.net), на которой выступят петербургские участники проекта.
05.10.06 четверг 19.00 XL в библиотеке Маяковского Виктор Самойлов. Победитель турнира им. Даниила Хармса 2006 г. Поэтический вечер.
05.10.06 четверг 21.00 Буквоед на Восстания Поэтический Ринг «М» VS «Ж». Участвуют: Галина Илюхина, Ольга Хохлова, Любовь Лебедева, Катерина Молочникова, Мария Агапова, Дмитрий Легеза, Борис Панкин, Илья Жигунов, Всеволод Колюбакин, Роман Осминкин.
10.10.06 вторник 19.00 Театр поэтов «Послушайте!»
19.00 Шок-шоу «ДОПРОС». Гость: Белла Гусарова. Ведущий: Илья Жигунов. 20.00 Проект «ТЕНДЕНЦИИ»: Виктор Самойлов, Олег Ильин, Людмила Рединова, Андрей Григорьев, Евгений Гаер, Евгений Агакий, Сергей Алексеев.
12.10.06 четверг 19.00 XL в библиотеке Маяковского Наталья Голышкина. Участник лито «Пиитер». Поэтический вечер.
13.10.06 пятница 18.00 Музей Ахматовой
13 октября исполняется 36 лет со дня трагической гибели легендарного ленинградского поэта Леонида Аронзона (1939-1970). К этому дню приурочена презентация книги <Леонид Аронзон. Собрание произведений>, выпущенной петербургским Издательством Ивана Лимбаха. Двухтомное Собрание — наиболее полное на сегодня и первое научно подготовленное издание произведений поэта, снабженное подробным текстологическим, реальным и историко-литературным комментарием. Многие тексты печатаются впервые.
13.10.06 пятница 18.00 Аничков дворец (Невский пр. 39, клуб «Дерзание») Презентация книги «Время и слово», антологии выпускников литературного клуба «Дерзание» разных лет.
13.10.06 пятница 23.00 Платформа
Презентация книги «Время и слово», антологии выпускников литературного клуба «Дерзание» разных лет.
19.10.06 четверг 19.00 XL в библиотеке Маяковского Людмила Рединова и Тибул Камчатский. Члены литературного клуба XL.
Поэтический вечер.
26.10.06 четверг 19.00 XL в библиотеке Маяковского Галина Илюхина. Секретарь литклуба XL, участник лито «Пиитер». Поэтический вечер.
29.10.06 воскресенье 16.00 Галерея Кино-Фот-703 на Пушкинской, 10 Презентация 18 номера журнала «АКТ» (Электронная версия на сайте www.slovolov.ru. Авторы номера: Тамара Буковская, Борис Констриктор, Борис Лихтенфельд, Валерий Мишин, Евгений Мякишев, Петр Разумов, Рэй Троллевизор /Александр Самойлов/, Эдуард Шнейдерман (Санкт-Петербург), Олег Асиновский, Данила Давыдов, Валерий Нугатов, Юрий Орлицкий, Слава Лен (Москва), Александр Очеретянский (Нью-Йорк), Михаил Юпп (Филадельфия).)
МЕСТА с регулярными литературными программами
Музей Ахматовой (нефиксированные дни, вход в музей — 25 рублей) — Литейный пр., 53, под арку, через сад. Для справок — 579-72-39.
Клуб «Платформа» (нефиксированные дни, о платности входа чаще всего
сообщается) — Ул. Некрасова, 40. т. 719-61-23 и 719-63-04 (телефоны в клубе).
Книги и Кофе — 6-я Советская ул., 25. М.Площадь Восстания. С Невского пр.
Троллейбусы 5 и 7 Остановка 8-я Советская ул. и троллейбус 10 (остановка 4-я Советская ул.), маршрутки 129, 147, 228, 180, 190, 8, 63. Выходить на углу Суворовского и 6-й Советской, через сквер, наискосок от отеля «Эмеральд»(нефиксированные дни, вх своб; книжный магазин (гуманитарной
направленности) и кофейня (чай, кофе от 35 руб) работают ежедневно с 10 до
22 часов. Расписание скидок в книжном магазине в последнюю неделю каждого
месяца: пн — социальная философия, вт — поэзия, ср — науки о культуре, чт — русская художественная проза, пт — зарубежная художественная проза, сб — публицистика, эссе, вс — детская литература). Телефон 983-53-37.
Буквоед на Восстания (нефиксированные дни, вх своб) — Лиговский пр. 10 (в помещении гостиницы «Октябрьская»), М. пл. Восстания. Справки о вечерах по тел./факсу (812) 346 5327 доб.231.
Буквоед на Просвещения (нефиксированные дни, вх своб) — пр. Просвещения, 19 (в помещении торгового центра «Норд»), М. Пр.Просвещения. Справки о вечерах по тел./факсу (812) 346 5327 доб.231.
Библиотека им. Маяковского (четверг, 19:00, Литературный клуб XL, куратор Евгений Антипов, возможны другие мероприятия в нефиксированные дни, вх
своб) — наб.р. Фонтанки, д. 46.
Центр современной литературы и книги (нефиксированные дни, начало чаще всего в 18.30 или 19.00, куратор Татьяна Алфёрова, вх своб) — Наб Адм. Макарова, 10. М. Василеостровская, тел. 328-67-08.
Театр поэтов «Послушайте!» (вторник, 19:00, вход от 50 руб) — Пушкинская ул., 9, в помещении «Культурного центра на Пушкинской». М. Маяковская.
Кэшбар (дни проведения литературных вечеров и степень платности ещё окончательно не установились) — наб. р. Фонтанки, 23, работает ежедневно с
18.00 до 6.00 как бар (пиво от 50 руб) и музыкальный клуб с литературными программами.
Бар «Стирка» (литературные вечера чаще всего по уик-эндам, вх своб) — Казанская ул. 26. n/ 314-53-71. М. Невский пр./ Гостиный двор, Сенная пл./Садовая. Работает как бар (пиво от 40 рублей, кофе, лёгкие закуски, можно поиграть в шахматы), проводятся фотовыставки.
Галерея Кино-Фот-703 (последнее воскресенье месяца, 16.00, кураторы Тамара Буковская и Валерий Мишин, вх своб) — Пушкинская 10, вход с Лиговского пр., 53, парадная налево, последний (7) этаж.
Кинозал филологического факультета СПбГУ — Университетская наб., 11, по двору направо. (ежемесячные программы, начало в 17.30, вх своб, но при проходе на факультет над иметь при себе документ, удостоверяющий личность)
Музей Г.Р.Державина (литературные вечера в последний четверг месяца, 16.00, вх своб) — Наб. р. Фонтанки, 118.
ЦВЗ «Манеж» (ежегодно в январе проводятся поэтические чтения в рамках выставки современного петербургского искусства, вход по билетам на
выставку) — Исаакиевская пл., 1.
МЕСТА периодических литературных встреч
Музей-квартира Достоевского (раз в месяц, чаще всего четверг, 18.00, куратор Юлиан Рыбаков, вх своб) — Кузнечный пер., 5/2.
Восточно-европейский институт психоанализа — Большой пр. П.С., 18А.(ежемесячные программы бывают по субботам 18.30, вх своб)
Подвал Бродячей Собаки (нефиксированные дни, вход часто бывает платным) — Пл. Искусств, 5. М.Невский пр. Тел. 315-7764.
Борей-Арт (нефиксированные дни (кр вс и пн), вх своб) — Литейный пр., 58.
Музей Набокова — Большая Морская ул., 47. т. 315-47-13
Редакция журнала «Звезда» — Моховая ул., 20.
Европейский Университет — Гагаринская ул., 3. М.Чернышевская.
Дом журналиста — Невский пр., 70.
ПЕН-Клуб — Думская ул., 3, 5 этаж.
новости
1. к 20 сентября, 18 часов, Борей
Центр действия НОГА
Издательство ИГНЫПС
При поддержке Государственного центра современного искусства (Екатеринбургский филиал)
Приглашают на литературный вечер
<МИЛЬЁН НАЗВАНИЙ>
Выставка <ТЯ> объединения УИ (Екатеринбург), музыкальный перформанс <Миллион
звуков> — импровизации на названия Григорий Тренин (саксофон)
(Екатеринбург), презентация первого тома уникального, не имеющего аналога в мире проекта Франсуа Дюпона и Павла Ложкина <Мильён названий> (г.
Екатеринбург)
Издававшийся с 1996 года с ежегодными дополнениями <дюпонизмов> в журналах <Формуляр> и <Э.Ф.> издательства ИГНЫПС (Екатеринбург), проект Франсуа Дюпона <Мильён названий> впервые собран в книгу к десятилетию проекта. В первый том вошли <дюпонизмы> с 1 по 4000 номера за период с 1996 по 2006 гг.
разных авторов (около сорока), отличающихся как стилистически, так и идеологически. Субъективные опыты охватывают литературу, поэзию, философию, историю, психологию, общество, социальные явления, мораль:
Дюпонизмы (д.) — литературный жанр, возникший в начале ХХI века в г.
Екатеринбурге (Россия). Первые д. приписываются Франсуа Дюпону (отсюда и
название) — французскому интеллигенту левых убеждений, волею судьбы заброшенному на Урал. Жанр д. популяризован издательством <Игныпс> из того же города. Жанровой особенностью является смысловая незавершенность, выраженная посредством усеченного синтаксиса. Но, кроме того, в качестве д.
могут фигурировать названия ненаписанных произведений, несуществующих городов, животных, растений, предметов и т.д., фамилии придуманных персонажей, незавершенные реплики или эксцентрическая игра слов и смыслов.
Большинство литературоведов трактуют д. как жанр маргинальный, противостоящий жанрам, господствующим в <большой> литературе: роману, эпосу, новеллистике, лирической поэзии. В этой связи социальное значение д. видится в отражении критических тенденций, нарождающихся в общественном сознании.
ОТЗЫВЫ ПРЕССЫ О ПРОЕКТЕ:
Появление дюпонизма, точнее выявление его в особый жанр, — широкая и, возможно, протяжённая дорога обновления русского языка, выход языка на иную структуру взаимоотношений не только с носителем или изучающим русский язык, но с миром объектов, с миром высших взаимосвязей.
Журнал <Точка голоса>, 2005, декабрь
Дюпонизм опасен не грядущей волной низкосортных подражаний, а именно посягательством на сакральность языка, смещением его незыблемых законов. Это то самое <препарирование бинокля>, когда познание инструмента изнутри прекращает его эксплуатацию навсегда. Хирургия речи, отданная в руки каждого встречного-поперечного, приведёт не к развитию нынешней культуры, а к её расчленению, распаду известного нам мира слов.
Газета <Независимая педагогика>, 2006, январь
Как говорят русские: <Дюпонизм - брат таланта>. В их же языке очень близки понятия <дюпонизм> и <демонизм>. Потому русский перевод Франсуа Дюпона и породил стольких последователей, что пресловутая есенинско-толстовская русская душа требовала вывода её демонов, её паразитов сознания на чистую воду речи. Иосиф Бродский сказал, что французская поэзия русскому человеку не интересна, а сам был автором дюпонизмов в английской речи. Можно сказать, что мы — французы — отомстили русским за недооценку нашего влияния.
Журнал <Современная французская поэзия>, 2006, февраль
КАРНАВАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ ИМЕНИ ФРАНСУА ДЮПОНА
Сергей Ивкин, к изданию 1 тома
Твоё сомнение растительно
Франсуа Дюпон
Напечатав около сотни собственных дюпонизмов, я задумался: а почему мы начали измерение с Франсуа Дюпона?! Ведь были же и до него авторы однострочий. Он просто открыто заявил о том, что такая форма (с момента появления в ней Франсуа Дюпона) становится жанром. И, соответственно, все, пишущие в жанре однострочий-<названий>, делятся теперь на постдюпонистов и внедюпонистов, а последние — на писавших так задолго до Дюпона и на его современников, независимо от начала их творческой карьеры, под его влияние попавших. Именно последние составляют основной материал для моего исследования.
Но начнём с постдюпонистов. Главной особенностью авторского текста является прочувствованность того, о чём он пишет, проживание авторского Духа в занесённом в каталог названии, даже если оно непонятно читающей публике и кажется откровенным проигрышем. Автор как автор, имеет право на собственное мнение, поскольку это его мир, и ему в нём жить и дальше. Совсем иначе дело обстоит с последователями. Как я писал в статье <Блеск и нищета Франсуа Дюпона>, <когда рассматривается название-написанное-Дюпоном и рассматривается название-написанное-не-Дюпоном, то второе должно в зависимости от вкуса редактора или создавать полную иллюзию написанности-Дюпоном, или же превосходить первое по всем параметрам>. То есть последователь для публики должен быть более интересен, более востребован, чем автор, чтобы взять на себя роль апологета автора, привлечь к нему внимание следующих поколений. Получается, что автор живёт в своих последователях, готовящих бархатную дорожку для его грядущего шествия сквозь поколения. Последователь может и загубить хорошую идею, карикатурировать, но чаще всего он именно популяризует, опопсовляет её.
Рассмотрим нескольких последователей, вошедших в четвёртый номер журнала <Э.Ф.> (2004 г.): Сергея Ивкина, бравшего на время четвёртого номера журнала <Э.Ф.> псевдоним из коллекции ФД — Эдди Скрипт, Александра Седова, Сашу Четверг и Олега Бухарова.
Первое отличие, которое заметно сразу же: их читать веселее. Их названия построены на реакции на окружающий мир, на оговорке или обнаружении языковой связи. Постдюпонист смотрит на дюпонизм снаружи, ласково его поглаживает по шёрстке, не пытаясь выяснить <что у мишки внутри>.
Второе отличие: для последователей дюпонизм — литература, а потому у них идёт однозначное движение к названию именно печатной продукции, когда у основного автора названия носят более универсальный характер.
Третье, и самое основное отличие творчества последователей — это их не понятность для читателя, возможность вставления их творчества в статьи не в качестве эпиграфа, а компонента традиционного текста для придания последнему элементов иронии, остроты. У Дюпона иронии много меньше, он сидит в своих строчках, как в <Жёлтой подводной лодке>, понимая, что за границами её его ждут монстры и индейцы.
Тогда стоит выяснить, чем от постдюпонистов отличаются внедюпонисты. Мы не станем трогать таких авторов, как Владимир Ланцберг, и сразу обратимся к живущим рядом. Автор музыкального проекта <Радиокриль> Иван Чудиновских пишет дюпонизмы в течение нескольких лет, до 2004 года он не подозревал о существовании Франсуа Дюпона. Его названия являются ярлычками к музыкальным трекам, но не по итогам написанной музыки: они создаются параллельно ей, накапливаясь в компьютерных файлах хаотически. Предлагаемая в этом издании подборка содержит малую часть, позволяющую наглядно представить отличие <треков> Ивана Чудиновских от корпуса дюпонизмов ФД и последователей. Для Ивана основой является именно пространство, атмосфера, в которой прозвучит его музыкальная композиция, являющаяся одновременно и временем, и содержанием этого образовавшегося в сознании читателя обложки диска пространства.
Андрей Коряковцев свои дюпонизмы таковыми не считает, а потому приводим их в тексте статьи, потому что от него их всё равно в виде отдельного документа не дождёшься. Для него такие однострочия — короткие афоризмы, и смешивать их с Франсуа Дюпоном и Компанией он не собирался. Сам. (Смотри в представлении авторов <Развивая Дюпона> Андрея Коряковцева>). Назвать эти строчки <дюпонизмами> было определённой смелостью, но сходство их с жанром ФД очевидно. Всё-таки, афоризм — это роман, в котором вовремя поставили точку, а дюпонизм — точка, поставленная уже в названии этого романа. Чаще всего каталоги дюпонизмов выглядят как каталоги уничтоженных библиотек.
Совершенно иной подход к дюпонизму обнаруживает поэт Ина Домрачева. Франсуа Дюпон писал, что воспринимает свои <названия> как род поэзии. Именно поэтический элемент сохраняется только у Ины, начавшей писать <названия> как <названия к сборникам стихов>. У Ины в основу угла был поставлен принцип яркой образности, воплощённой минимальными средствами. И, несмотря на схожесть подходов к языковому пространству с Сергеем Ивкиным и Александром Седовым, Ина именно пишет поэтические образы, а не поэтизированные ассоциации. Особенность многострочной поэзии Ины, наполненной змеиным сарказмом и бытовыми подробностями, позволяет рассматривать её однострочия как конспекты недописанных стихотворений.
Что объединяет людей, вступивших на путь <Дюпонства> (С. Четверг) по собственной воле, на первых порах не знакомой с существованием Франсуа Дюпона, так это их вживаемость в образ.. Для них дюпонизм способен быть не только книжкой или языковой фишкой, но и социальным явлением, физическим человеком, звуком, чистым чувствованием окружающего их пространства.
Возможно, вливание в среду <Карнавала имени Франсуа Дюпона> таких мыслителей и литераторов научит первоначальных последователей влезать в шкуру собственных произведений, превращая их не только в карнавальные костюмы и маски, но и в повседневную и даже рабочую одежду, согревающую и защищающую.
А в этом и заключается основная функция настоящей поэзии: согревать и защищать.
БЕСЕДА САШИ ЧЕТВЕРГ С ФРАНСУА ДЮПОНОМ
Саша Четверг: Как начался проект <Мильён названий>?
Франсуа Дюпон: Из концепции <общей памяти>. Предполагается гротескная ситуация, что все всё знают, и не требуется полное описание мысли. В молодости писал стихи с желанием что-то донести до друзей, но убедившись, что длинные стихи — это большая трата времени и внутреннее не желание расписывать полностью сюжет, а в основном стихи рождались из одной строчки, и в один прекрасный момент я решил ее не продолжать. Так стали копиться первые строчки стихотворений, в которых для меня уже все было ясно, и дописывать не было смысла. Это такие стихи из одной строчки, продолжение которых — это возникающие, разворачивающиеся размышления, ассоциации, идеи и т. п. Это такие сигнальные точки, рождающие ответные реакции у читателей.
S4: Здесь работает постулат <общей памяти>?
Ф.Д.: Не всегда, т. к. <общая память> это все-таки гротеск, тема для абсурда. Случается и совпадают размышления, но что более интересно, возникают мысли от <Мильён названий> совершенно для меня неожиданные.
Некоторые фразы послужили началом для многих работ по психологии, философии
и даже физики разным исследователям.
S4: А что означает цифра <миллион>?
Ф.Д.: Первоначально: это количество в качество: по Гегелю. Но после это количество определилось как работа человеческого сознания — максимально во все сферы его деятельности. Ограничение идеи, наблюдения, поэзии до одной строчки — увеличило и скорость. Скорость и количество — возможность ускорить процесс познания, затронув все точки бытия.
S4: Как заметил философ Александр Седов, за одну человеческую жизнь миллион названий просто невозможно написать.
Ф.Д.: Да, я с ним полностью согласен и поддержал его идею о подключении в это действо других авторов. Тем более что это в малой степени уже случалось.
Так в существующем списке <названий> есть фразы от архитектора Александра Бусова, его сына Никиты Бусова, поэта Александра Салангина, художника Евгения Липихина и Елены Зверевой. С 1996 года, с первого выхода проекта в печать, многие подхватили идею моментального реагирования. Моментальное прочтение уже стало методом.
S4: Как Вы предполагаете дальнейшее развитие проекта <Мильён названий>?
Ф.Д.: В эту <гонку за миллионом> уже включились многие. Например, архитекторы Питер Хорн, Мамбоса Госар, Муслим Гаос, в России это философ Александр Седов, художник Олег Бухаров, архитектор Павел Ложкин. Каждый начинает свой отсчет. Если подключатся к этому мировому проекту 10 000 человек, то по 100 фраз в год уже даст 1 000 000. А это движение набирает силу. Каждый творческий человек имеет у себя хоть одну интересную фразу. Так что, думаю, конечной цифры количества <названий> не будет.
S4: Кстати, о названии проекта, почему — <названия>?
Ф.Д.: Это тоже весьма условно. Понимается так, что это названия для идей, произведений, настроений: хоть для чего. Смысл не в названии проекта, а в нем самом. Чтобы не акцентировать внимание на шапке проекта, оглавление сделано нейтральным. Например, поэт Алексей Верницкий работает в похожем направлении, но, построив фразу в другой форме, назвав их <танкетки>; в этом случае определение берет на себя большое внимание, отвлекает, и форма шести слогов задает рамки. Но <танкетки> это поэтический проект, а <Мильён названий> более философский — потому название более многозначно.
S4: Как проистекает процесс сотворения <названий>?
Ф.Д.: Это по-разному и не нормируется. Это как стихи. Озарение. Вдруг возникающая строчка, как реакция на какую-нибудь ситуацию, впечатление.
Иногда срабатывает метод моментального прочтения.
S4: Поясните этот метод.
Ф.Д.: Метод очень прост, очевиден, и как явление существует давно, с тех пор как и появилось слово. Человек по натуре чаще всего не терпеливый, торопится, спешит узнать быстрей, и по природе: реакция впереди осознания.
Ассоциации возникают впереди мысли. Не успев дочитать слово, или не дослушав, иногда (вот тут сам механизм-то не ясен) в голове рождается другое слово, по первой букве, или по силуэту слова. По такому принципу созданы многие предложения в <названиях>.
S4: Например?
Ф.Д.: Например, <частные акробаты> от <частных адвокатов>, <выставочные
подлецы> от <выставочные образцы>, <Давай похороним сегодняшнюю ночь> —
невнимательное прочтение строчки <Давай проходим сегодняшнюю ночь> у Константина Вагинова, и многие другие.
S4: Вы не издаете <Мильён названий> большим тиражом, почему?
Ф.Д.: Не хотелось бы торопить события. Нет задачи всю планету засыпать <названиями>. Это должно разрастаться постепенно, из глубины, из размышлений..
Пермь-Париж, 2003 г.
Размышления по поводу проекта Франсуа Дюпона:
ЯВЛЕНИЕ ФРАНСУА ДЮПОНА
Саша Четверг, к третьему изданию, 1999 г.
Кафка, мучимый потребностью писать, не мог завершить произведение, утопая в тавтологии, перескакивая от одного сюжета к другому; обрывал рассказ и писал второй, третий, и все — не завершая, и так до бесконечности…
Хармс не мог продолжить, заставляя себя писать по строчке в день, оставался в стадии повествования, повествования следуют за повествованием, обрываются, не вылившись в сюжет.
Франсуа Дюпон оставляет только первое предложение от произведения.
Произведение сжато в одном предложении, слове, паре слов, букв. Превращая его в знак, порождающий развертывание мыслей в сознании любознательного читателя. Следуя друг за другом, миллион произведений вплетаются в орнамент с самозначимыми (и независимыми на первый взгляд) знаками-сюжетами. И читая все подряд, охватывая ритм знаков в единое поле, открывается сюжет общий (как общий сюжет для всех творений Толстого, Введенского, Хармса, Кафки, Виана и др.). Сюжет, сотканный из повторений, тавтологии, банальности — сюжет восприятия жизни, размышлений о реальном и нереальном мире.
Предложения являют собой некоторые сигналы, которые не отстраняют полного мировоззрения автора, но подталкивают, провоцируют читателя к собственным открытиям в области восприятия. Читать не буквами, не предложениями произведение, а воспринимать его разом (вполне возможно не читать короткие предложения, не проговаривать его мысленно, как мы не читаем слово <продукты>, а просто видим, что это магазин <Продукты>, глянув на вывеску), смотреть и видеть его, в голове только мысли от увиденного, просто узнать слова, не материализуя их в звук, в буквы. Остановить чтение, возобновить цельное восприятие чистыми понятиями, как знаки…
НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ ПЕРЛА
Александр СЕДОВ, к четвертому изданию, 2002 г.
Франсуа Дюпон относится к авторам, которых в современности нет. Одна его часть, предположим — голова, в прошлом. Другая часть (что может отвечать за волю к жизни — мышцы?) — в будущем. Все остальное затерялось в безвременье, возвращаясь к читателю сквозь бурелом языка неожиданными кусками смысла (?
243 <Сердце всегда с вами>). К Дюпону перешла улыбка и остроты Чеширского кота (? 836 <Поспеть в бегу>). Дюпон — достойный наследник Декарта. Как говорится, сознание — отдельно, материя — отдельно. Но Дюпон названьечает — следовательно, существует (? 530 <Интеллект, обросший телом>).
Необходимо сразу расставить все точки над Ё. Первое. Неправда, будто Дюпон посвятил свой <МильЁн> госпоже Дагильон. Второе. Нет ОМОНа на Дюпона.
Некоторые критики уже готовы найти в этой книжке признаки порнографии.
Однако нет тела — нет улик. Читатель, не опасаясь за свою нравственность, может насладиться эротикой мысли.
Щелкнуть по носу Франсуа Дюпона ничего не стоит. Немногие авторы способны спровоцировать на эту шалость. Выдумать афоризм, название в его стиле и:
сочинить текст, не опасаясь, что автор когда-нибудь ответит тем же.
Как ни стараюсь, никак не могу забыть один беспокойный сон, будто господин Дюпон посетил издательство ИГНЫПС с предложением опубликовать детективные романы <Шуты выходят на охоту> (в манере Джека Полянского), <Женская уловка с зонтом> (в духе Жапризо), <Последним умираю я> (стилизация под Агату Кристи), роман-фэнтези <Князь тараканов> (в стиле Роджера Желязны), философская монография <Меня минуту назад нет> (постгуссерлианство), сонник будущего <Мы вам и не снились>. Помню, я проснулся в холодном поту и тут же побежал под горячий душ. Сквозь струи воды мне грезилась назидательно сгорбившаяся над моим письменным столом фигура пишущего Дюпона. В то утро я взял с себя слово, записывать и соединять их тысячами в разные интересные сюжеты.. Что я и делаю.
Как у всякого мыслителя, у Франсуа Дюпона есть система, которая скрыта за обычной числовой хронологией. Словно дирижер идей, Дюпон выпускает из своей головы одну тему за другой. Их несколько: а) предметы, б) время, в) забывчивость, память, мысль, г) архитектурное, линии, д) солнце, е) Бог. У будущих исследователей творчества Дюпона есть шанс вычислить формулу <всплытия> каждой темы из глубины пережитого автором на поверхность его сознательного интереса, найти ритмический ключ. А он за это исследователям скажет спасибо. Подозреваю, что для самого Дюпона его регулярное блуждание среди шести сольных тем так же необъяснимо, как для каждого русского частое наступание на одни и те же грабли, подброшенные неизвестно кем в разные места.
Когда обычный человек чертыхается, Франсуа Дюпон издает вопль, окрашенный черным юморком. Например, ? 283 — воспоминание о Варфаламеевской ночи, которое может нагнать каждого из нас (<Масса гугенота>). А разве не цепенеет душа от одной мысли, что горло любого смертного сжимают <Пальцы времени> (?
423)? Кстати неплохое название для триллера. Как и ? 1002, впрочем, на мой взгляд, вершина черной метафизической поэтики Дюпона: <:дети хорошо переносят бессмертие:>
<Мильён названий> — это проектный вид современной литературы. Франсуа Дюпон затеял изобрести м и л л и о н афоризмов, имен, однострочных парадоксов и т. п. И объявил об этом, начав публиковать первые сотни перлов шесть лет назад. Книга, которую вы раскрыли, заканчивается на ?1129 (издание 2002 г.).
Уверен, если у автора не угаснет интерес к этому творчеству, то следующее поколение будет жить в предвкушении многочисленных продолжений, появятся завистливые эпигоны, расчетливые издатели-компиляторы и, возможно, целая школа философской афористической мысли а-ля Dupont (а сколько их было в истории — одной больше, одной меньше). Не стоит ночевать на лаврах, господин Дюпон! Только общими усилиями и можно насочинять миллион названий за время жизни одного среднестатистического читателя. А так, считайте сами: за пять лет — тысяча названий, за пятьдесят лет — десять тысяч: Миллион названий — это пять тысяч лет плодотворной работы.
Если все это серьезно, то мы — современники Дюпона или того, кто (что) под этим названием скрывается, — являемся свидетелями начала проекта новой мировой религии. Поэтому спешу выразить мсье: явлению <Франсуа Дюпон> особую признательность за ? 1007, включившему в присущей себе исказительной манере Игру в борхес в <МильЁн названий>. Теперь за тысячелетнее будущее Игры я, как ее автор, спокоен.
Смотрите <дюпонизмы> Франсуа Дюпона:
http://www.proza.ru/author.html?dupont
http://www.proza.ru/author.html?sascha4
http://pa-lozhkin.livejournal.com/
справка
Проект <Мильён названий> начался в 1996 году. Тогда это произведение не предполагалось как широкий проект. Просто Франсуа Дюпон в этот прекрасный год решил фразы, которые у него скопились в записных книжках, представить друзьям в одном блоке, вначале без нумерации. Когда их собралось около двухсот — ему показалось это много, и по этому назвал эту подборку каких-то непонятных предложений, слов, наборов букв — эпитетом <мильён>, со случайным (как и большинство названий) искажением орфографии и поставил нумерацию.
Благодаря Саше Четверг, которая в том же 1996 году представила первый выпуск произведения <Мильён названий> в Екатеринбурге, хотя и малым тиражом, произведение стало популярным в узком кругу философов, художников и архитекторов. И в году 2002 состоялась встреча с Франсуа Дюпоном, в которой участвовали Саша Четверг, Александр Седов, Павел Ложкин и Сергей Ивкин. Было решено <Мильён названий> превратить в широкий открытый проект <дюпонизмов> (термин А. Седова), с главным редактором проекта Павлом Ложкиным, и правом издания — издательством <ИГНЫПС>. И началось грандиозное шествие проекта, сначала по Уралу, а затем и по всей России. Сейчас в проекте участвуют 40 авторов из разных городов России.
Основные трудности в продвижении проекта возникли из-за отсутствия четкого определения <дюпонизмов>, т. к. изначально это произведение состоит из смеси разных стилей от афоризмов до неологизмов и простых буквосочетаний.
Редактору приходилось очень сильно прореживать предлагаемые авторами подборки <дюпонизмов>, а некоторые просто исключать полностью. Текст Франсуа Дюпона сам является каноном <дюпонизмов>, и ожидалось, что читатели, прочитав <названия>, сами определят направление этого произведения, но так не случилось. Однако проект развивается, обрастает аналитическими текстами и в скором времени этот новый жанр найдет свое более понятное определение.
Редакция проекта:
Франсуа Дюпон (Франция) — руководитель проекта
Павел Ложкин (г. Екатеринбург, изд. ИГНЫПС) — главный редактор
( pavel@uniip.ru)
Саша Четверг (г. Пермь) — литературный редактор
Сергей Ивкин (г. Екатеринбург, ТО <ТеRRитоRия>) — редактор
( ss1723@yandex.ru)
Андрей Коряковцев (г. Екатеринбург, ТО <ТеRRитоRия>) — редактор
(akoryakovtsev@yandex.ru)
Франсуа Дюпон. Родился в Париже. Теоретик, практик и критик современного искусства. Работает в жанре абстрактной поэзии. Основатель творческих групп <Берлинский интерьер>,
Павел Ложкин. Архитектор, художник, издатель и главный редактор журнала <Э.Ф.>,
Старший научный сотрудник отдела инновационных проектов института <УралНИИпроект РААСН> г. Екатеринбург.
Саша Четверг. Училась в Пермском институте культуры. Философ, литературный и художественный критик. Живет в г. Перми, входит в состав системы групп
Сергей Ивкин. Родился в Советском Союзе. Ни одну из своих четырёх художественных школ не окончил. Художник-иллюстратор, поэт, аспирант на кафедре педагогики в РГППУ. Работает оформителем в музыкальном клубе <Свезар> и преподаёт <Дизайн искусственных стихов> в <школе для
вундеркиндов> в Екатеринбурге. Ведёт исследования по русской мифологии в
декоративно-прикладном искусстве Сибири.
Андрей Коряковцев. 1966 г. р. Родился в городе Кирове. Окончил истфак УрГУ.
Кандидат философских наук. Доцент кафедры социальной работы РГППУ. Член Московского клуба афористиков. Автостопщик со стажем. Печатался на Урале, в Москве и за рубежом. С 1990 года очень хорошо проживает в Екатеринбурге.
Издательство ИГНЫПС (Олег Бухаров и Павел Ложкин), осуществляет деятельность с 2002 года. Выпущено 13 номеров журнала <Формуляр>, 6 номеров журнала Э.Ф.,
6 номеров журнала ZNAKIG, книги: А. Верницкого, А. Коряковцева, <Образы Северного мира> Е. Алексеева и др.
2. к 20 сентября, 18.30
Издательский дом <Новое литературное обозрение>
Смольный институт свободных искусств и наук СПбГУ
представляют
обсуждение книги Дины Хапаевой
<Герцоги республики в эпоху переводов. Гуманитарные науки и революция понятий>
20 сентября, в 18.30
Смольный институт свободных искусств и наук СПбГУ (наб. Лейтенанта Шмидта, 11). Ауд. 408
<Конец истории>, <конец коммунизма>, <конец интеллектуалов>, <конец
модернизма> — таковы слова-эмблемы, выражающие ощущение порога, предела,
модернизма> за
которым начинается новая историческая эпоха. Ее рождение очевидно, но для ее обозначения не существует новых слов. Лишь старые, отжившие понятия:
<пост-модернизм>, <пост-структурализм>, <пост-колониализм>, <пост-коммунизм>. В чем причины этого кризиса, выразившегося в <забастовке
языка> и <немоте интеллектуалов>?
Дина Хапаева анализирует ситуацию в современном гуманитарном знании, сравнивая академические сообщества Франции и России. Автор рассматривает влияние академических стратегий на интеллектуальный поиск, прослеживает взаимосвязи между вынашиваемой теорией, способами социального самооправдания и желанием ученого получить признание. Неспособность интеллектуалов обосновать полезность гуманитарного знания — одна из важных причин отсутствия великих учений и великих идей в наши дни.
Но главная проблема — в распаде базовой для гуманитарных наук идеи непрерывного, необратимого исторического времени. Это идея, без которой немыслимы такие важнейшие понятия, как демократия и общество, нация и государство. Может быть, стремительные перемены в современном обществе опередили способность интеллектуалов осмыслять происходящее и лишили гуманитарное знание способности противостоять интеллектуальному хаосу?
Дина Хапаева — кандидат исторических наук, преподаватель Смольного университета свободных искусств и наук СПбГУ, автор книги <Время космополитизма. Очерки интеллектуальной истории> (<Звезда>, 2002).
Ведут дискуссию декан Смольного института Николай Копосов и профессор Артемий Магун; выступают — писатель Яков Гордин; директор Центра независимых социологических исследований Виктор Воронков; профессор Педагогического университета им. А.И. Герцена Олег Кен; обозреватель газеты <Дело> Дмитрий Травин и др.
Дополнительная информация:
Ксения Кочкина
+7 921 326 78 98, 316-72-57
nlo-pr@sp.ru
3. пресс-релиз «Студенческого Букера»
Премия <Студенческий Букер> была учреждена в 2004 году Центром новейшей русской литературы Института филологии и истории РГГУ совместно с фондом <Русский Букер> при поддержке компании
В 2006 году проект <Студенческий Букер> осуществляется с участием студентов и аспирантов Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ, Москва), филологического факультета Санкт-Петербург-ского государственного университета, а также факультета журналистики МГУ.
Участники проекта должны написать эссе об одном из романов, включенных в <длинный список> премии <Русский Букер>-2006.
Работы принимаются до 16 октября
Авторы всех допущенных к конкурсу работ получат поощрительные премии.
Эксперты конкурса эссе имеют право не допустить к конкурсу работы, не отвечающие конкурсу по тематике и формату.
23 октября будут названы пять победителей конкурса студенческих эссе о современном романе — они составят Жюри премии <Студенческий Букер - 2006> и за эту работу получат дополнительный гонорар.
24 октября на своем первом заседании (дистанционном, в форме
Интернет-конференции) Студенческое Жюри выберет председателя и утвердит <длинный список> , включающий романы, ставшие предметом рассмотрения в студенческих эссе, допущенных к конкурсу.
13 ноября на втором заседании (дистанционном, в форме Интернет-конференции) Студенческое Жюри составит свой <короткий список> (не более 6 романов), которое объявит на студенческой Букеровской конференции в РГГУ 14 ноября.
4 декабря на третьем, заключительном, заседании Жюри определит лауреата премии <Студенческий Букер - 2006>.
6 декабря его имя будет оглашено на торжественном Букеровском обеде.
Подробную информацию о премии <Русский Букер>-2006 (<длинный список> премии, также каталог полнотекстовых электронных версий многих романов списка и опубликованные эссе победителей прошлых лет) можно найти на сайтах http://studbooker.rsuh.ru/, http://metaliterator.narod.ru/ и http://metaliterator.nm.ru/.
Представляемые на конкурс эссе (до 4000 знаков) следует до 15 октября присылать по адресу sdd@gramma.ru (с указанием темы письма <Студенческий
Букер>) Друговейко-Должанской Светлане Викторовне — координатору проекта
«Студенческий Букер» в Санкт-Петербурге, руководителю специализации «Литературная критика и редактирование» на филологическом факультете СПбГУ.
4.
Новая Камера хранения: ИЗВЕЩЕНИЕ СОРОК ПЕРВОЕ от 17 сентября 2006 г.
БОЛЬШОЕ ОСЕННЕЕ ОБНОВЛЕНИЕ
СТИХИ
Игорь Булатовский. Мyса
Мария Степанова. О
Дмитрий Строцев. отец и сын
О СТИХАХ
Андрей Анпилов об Александре Миронове: «Сам-язык, супруг дремоты»
Данила Давыдов о Наталье Горбаневской: «Глубокое дыхание» (предисловие к
книге: Н. Горбаневская, «Чайная роза», М., НЛО, 2006) Валерий Шубинский об Ольге Мартыновой: «Плавание к началу времен» (рубрика «Объяснение в любви» журнала «Воздух», 2, 2006) Олег Юрьев о понятии «великий поэт»: ответ на анкету журнала «Воздух», 2,
2006)
ОТДЕЛЬНОСТОЯЩИЕ РУССКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
Императрица Елизавета Романова (1709 — 1761). Чистый источник! Всех цветов красивей… Предложено В. И. Шубинским
АЛЬМАНАХ НКХ: Выпуск 6: стихи Юрия Цаплина (Харьков), Кирилла Анкудинова (Майкоп), Ксении Щербино (Москва), Давида Паташинского (Манси, США) и Василия Бородина (Москва).
========
(с) Дарья Суховей, 1997-2006
Обратный письменный usyskin@mail.wplus.net, устный и бумажный 346-19-12.
Републикация без согласования с куратором запрещается. Распространять частно. При распространении информации рекомендуется ссылаться на «СПбЛитГид».