SPbLitGuide 04-03-5_1

Индекс 4
Санкт-Петербургский Литературный Гид
апрель 2003 # 5(281)
http://levin.rinet.ru/spb-guide/index.html
____________
*свежесть взгляда: 24, 25, 26 апреля; немного мая и новости
____________
ВЗГЛЯД от 20.04.03

21.04.03 понедельник 19.00 Центр «Петербургская иудаика»
Поэтический вечер, посвященный Ицику Мангеру, классику еврейской литературы,
одному из крупнейших поэтов ХХ века. В программе вечера: цикл баллад Мангера
«Толкование Ицика на Пятикнижие» (перевод с идиш Игоря Булатовского, читает
переводчик); клезмерская музыка; романсы на стихи Мангера.

22.04.03 вторник 18.00 XL
Литературные марьяжи: Алла Юрикас и Александр Гущин; Галина Илюхина и Вадим
Макаров. Поэтический вечер.

24.04.03 четверг 15.00 Музей Набокова
Цикл «Былое и Думы» Евгения Белодубровского. «Минувшее, живи…» Вечер
памяти известного петербургского набоковеда Натальи Ивановны
Артеменко-Толстой.

24.04.03 четверг 18.00 Музей Ахматовой
Вечер памяти Николая Заболоцкого. Принимают участие: Александр Кушнер,
Алексей Пурин, Алексей Машевский. Вечер ведет Илья Фоняков.

24.04.03 четверг 18.00 Кинозал филологического факультета СПбГУ
Дискуссионный клуб «Современность сквозь призму литературы». Встреча с
писателем Ильей Стоговым (Мачо не плачут.СПб., «Амфора»,2002; mAsiafaker.M.,
«Эксмо», 2002). Дискуссия на тему: «Писатель и религия сегодня и вчера».

24.04.03 четверг 19.00 Книжный магазин «Буквоед» на Невском пр., 13.
Издательство «Эксмо» представляет. Встреча писательницы детективного жанра
Татьяны Устиновой с читателями.

25.04.03 пятница 18.00 Книжный магазин «Буквоед» на Загородном пр., 35.
(М.Пушкинская)
Издательство «Эксмо» представляет. Встреча писательницы детективного жанра
Татьяны Устиновой с читателями.

25.04.03 пятница 18.00 Музей Ахматовой
Презентация книги Бориса Фрезинского «Судьбы серапионов» (СПб: Академический
проект, 2003)

25.04.03 пятница 19.00 Театр поэтов «Послушайте!»
«ОРОБОРО» — Мария Амфилохнева, Людмила Гани, Владимир Симаков. ПРОГУЛКИ БЕЗ
ПУШКИНА — Литературный клуб XL, реж. Григорий Ильяной.

26.04.03 суббота 15.00 Книжный магазин «Снарк» на пр. Просвещения, 74. (угол
Просвещения и Ольги Форш)
Издательство «Эксмо» представляет. Встреча писательницы детективного жанра
Татьяны Устиновой с читателями.

28.04.03 понедельник 18.00 Европейский университет
Цикл «Поэтические вечера в Европейском университете». Институт русского
авангарда (состав участников уточняется).

28.04.03 понедельник 17.00 Институт психологии и социальной работы
Журнал «Современник» (www.sovremennik.com) представляет: Вечер Авторской
Песни и Поэзии.

29.04.03 вторник 11.00 Научно-методический центр
Литературные чтения, организуемые журналом «Современник»
(www.sovremennik.com). Тема дискуссии: Русская Идея сегодня. Её преломление
в литературе, истории, политике и православии.

29.04.03 вторник 18.00 XL
Алексей Ахматов. Поэтический вечер.

30.04.03 среда 19.00 Подвал Бродячей Собаки
Лито «Пиитер» представляет новую книгу стихов Николая Данилина.

07.05.03 среда 19.00 Подвал Бродячей собаки
«Бродячая Собака» и «Проект ОГИ» (Москва) представляют: Первый петербургский
поэтический турнир «РУССКИЙ СЛЭМ».

12.05.03 понедельник 18.00 Дом учёных
Творческий вечер поэта Евгения Попова.

12.05.03 понедельник 18.00 Европейский университет
Поэтический вечер: Дмитрий Григорьев и Владимир Кучерявкин.

14.05.03 среда 19.00 Подвал Бродячей Собаки
«Бродячая Собака» и «Проект ОГИ» (Москва) представляют: Первый петербургский
поэтический турнир «РУССКИЙ СЛЭМ». 2 турнир.

16.05.03 пятница 19.00 Музей Блока
Закрытие выставки Вадима Гусева — иллюстратора и автора детских книг —
творческий вечер с исполнением стихов и песен художника.

16.05.03 пятница 19.00 Театр поэтов «Послушайте!»
Межрегиональный Союз Писателей представляет программу «СКРЕСТ ВРЕМЁН»
(Наталья Филиппова, Галина Толмачёва-Федоренко, Мария Амфилохиева). Во
втором отделении — программа «МЯСО АНГЕЛОВ» (Илья Жигунов и Белла Гусарова)

19.05.03 понедельник 19.00 Подвал Бродячей Собаки
Презентация книги Линды Йоненнберг, вышедшей в издательстве «Вагриус».

21.05.03 среда 19.00 Подвал Бродячей Собаки
«Бродячая Собака» и «Проект ОГИ» (Москва) представляют: Первый петербургский
поэтический турнир «РУССКИЙ СЛЭМ». 3 турнир.

24.05.03 суббота 19.00 Театр поэтов «Послушайте!»
ПОЭТЫ ДВИЖЕНИЯ «ПОСЛУШАЙТЕ!» (Владимир Антипенко, Сергей эль Васё, Сергей
Гоникберг) и программа «ОДИН ВЕЧЕР ИЗ ЖИЗНИ ОБЫВАТЕЛЕЙ» г.Светогорск, лито
«ИСТОКИ».

28.05.03 среда 19.00 Подвал Бродячей Собаки
«Бродячая Собака» и «Проект ОГИ» (Москва) представляют: Первый петербургский
поэтический турнир «РУССКИЙ СЛЭМ». 4 турнир.

МЕСТА

Музей Ахматовой — Литейный пр., 53, под арку, через сад. Для справок —
279-72-39

Дом учёных — Дворцовая наб, 26. М.Невский пр.

Подвал Бродячей Собаки — Пл. Искусств, 5. Тел. 315-7764.

Еврейский общинный центр — ул. Рубинштейна, 3.

Европейский Университет — Гагаринская ул., 3.

Кинозал филологического факультета СПбГУ — Университетская наб., 11, по
двору направо.

Центр современной литературы и книги — Наб Адм. Макарова, 10. М.
Василеостровская., тел. 323-5295.

Литературный клуб XL — 6-я линия В.О., 17, в помещении Библиотеки им.
Л.Н.Толстого.

Музей Некрасова — Литейный пр., 36

Музей Набокова — Большая Морская ул., 47.

Музей Блока — ул.Декабристов, 57.

Центр «Петербургская иудаика» — Исаакиевская площадь, 5, в помещении
Института истории искусств.

Институт психологии и социальной работы — 12 линия В.О., д. 13.

Научно-методический центр — Невский пр., 154

Интерьерный театр — Невский пр., 104. 4 этаж..

Библиотека интернет-клуба «Quo vadis?!» — Невский пр., 22-24.

Театр поэтов «Послушайте!» — Канонерский остров, 32, добираться от ст. м.
Балтийская, автобус ?67 до кольца, ехать 20 минут, расписание автобуса:
17.58, 18.16, 18.34).

1. Группа художников и литераторов распространяет манифест. СПбЛитГид
считает нужным его опубликовать.

ПЕТЕРБУРГ БЕЗ КРЫШИ

манифест

На питерских улицах нужно все время смотреть себе под ноги, чтобы не
провалиться в какую-нибудь яму. Но иногда мы поднимаем глаза вверх и смотрим
сквозь прохудившуюся крышу на низкое питерское небо.
Небо становится ближе.

Сегодня, в дни, когда неумолимо надвигается помпезное празднование 300-летия
Петербурга, самое время задуматься о том, что будет с городом дальше.
Официальная культурная политика нашего города проникнута духом затхлого
консерватизма. В основном она сводится к реставрационным работам,
установлению мемориальных досок и памятников, к спекуляциям на <великой истории и классических традициях>. При этом, с 1991 года, то есть с момента
возвращения Петербургу его исторического имени, не построено ни одного
здания, способного соперничать с ведущими образцами европейской архитектуры,
а то, что строится, представляет собой в лучшем случае боязливое эпигонство.
За последние 10 лет не возникло ни одного нового влиятельного литературного
журнала или газеты; литературная и интеллектуальная активность не имеет
публичного резонанса и вынуждена искать себе выхода на Западе или в Москве.
Немногим лучше обстоит дело с современным визуальным искусством — здесь
унылый пейзаж лишь отчасти скрашивают отдельные инициативы и поддержка
иностранных институций.
Риторика <возрождения Петербурга> апеллирует к <началу века>, имея в виду,
как правило, декоративную, удаленную во времени на безопасное расстояние
эстетику <Мира искусств>, дягилевской антрепризы, поэтику символистов и
акмеистов. Главными брендами культурной и туристической индустрии
оказываются овеянные стародавней мифологией <Белые ночи>, <Ахматова>,
<Мариинка> и <Эрмитаж>. Так, как будто не было здесь ни Мейерхольда, ни
футуристов, ни обэриутов, ни Филонова, ни Бахтина, ни конструктивистской
архитектуры: Этот список легко продолжить.
Избыток исторического чувства вырождается в благоговейно-антикварное,
некритическое отношение к прошлому и ведет подкоп под современность. А стало
быть, подрывает возможность будущего — проекта, наброска, призванного
утопически предвосхищать и утверждать грядущее.
Некогда, в качестве новой столицы Российской империи, Санкт-Петербург был
именем такого проекта, смелого <броска на Запад>. Мы говорим <был>, потому
что этот проект оказался свернут и заброшен. Несмотря на ряд символических
шагов, нацеленных на возвращение Петербургу былого величия, факт остается
фактом: городу по-прежнему отводится роль гробницы, усыпальницы, некрополя
дворянской, дореволюционной культуры.
Творческих людей не может устраивать подобное положение вещей. Необходимо
широкое движение, фронт художников и интеллектуалов, специалистов, занятых
культурным производством, всех, чьи интересы лежат не в области мумификации,
а в творчестве и обновлении городского пространства. В открытии этого фронта
можно опираться на опыт передвижников и ЛЕФа, обэриутов и Ситуационистского
Интернационала, наконец, на традиции ленинградского нонконформизма 50-80-х
гг.
Люди, к которым мы обращаемся — художники, писатели, музыканты, актеры,
интеллектуалы — живут, конечно, насыщенной, своеобразной и интересной
жизнью — но только внутри своих узких кружков. Еще с 70-х годов у российской
интеллигенции выработалась привычка ухода из публичной сферы, работы в
одиночку или маленькими группами. В 90-е эта привычка возродилась, не в
последнюю очередь благодаря финансированию западными фондами. Не говоря уже
о том, что публичная сфера оккупируется в этом случае безграмотными
функционерами, сама художественная (литературная, интеллектуальная) жизнь
рискует заглохнуть, не имея каналов самовоспроизводства.
Поэтому мы должны заявить о новом искусстве вслух, на улицах и площадях,
совершая публичный — а значит неизбежно конфликтный, политический — жест.
Мы, сегодняшние петербуржцы, видим свой город иначе, чем коррумпированные
чиновники от культуры. Мы видим его горизонт разомкнутым в будущее.
Мы должны заняться систематическим проектированием городской среды — улиц,
домов, скульптур, транспорта, совместных публичных акций, журналов и т.д.
Власти Петербурга, со своей стороны, если они хотят возглавлять живой
европейский город, а не прошедший цензурную чистку музей, должны обращаться
к современным, авангардным художникам при планировании городского
пространства. В европейских городах новейшим тенденциям в искусстве легко
находится место среди средневековых соборов и черепичных крыш. Новое,
молодое искусство, с его ориентацией на шутку, на социальную критику, на
прямое действие, секуляризирует город, снимает отчуждение, открывает
городское пространство, помогает жителю чувствовать себя в нем вольготно.
Радикальное искусство видит улицы там, где консервативное искусство видит
стены.
Сейчас нам очень важно объединиться как в позитивной деятельности
проектирования, так и в негативном жесте отказа — отказа участвовать в
официозном <праздновании> юбилея, с его фестивалями мороженого,
соревнованиями по греко-римской борьбе и международной выставкой собак. Мы
приглашаем всех, кому небезразлично настоящее и будущее города, объединить
наши усилия и организовать серию художественных акций, дискуссий,
литературных выступлений, направленных на преобразование городского
пространства и осмысление культурной политики. Такое сотрудничество позволит
нам по окончании праздничного угара продолжить планомерную работу по
обновлению городской среды — открытой среды, без крыш, перекрытий и
перегородок. Просим вас откликнуться и написать о своей поддержке.

Дмитрий Виленский
Ольга Егорова (Цапля)
Артемий Магун
Евгений Майзель
Наталья Першина-Якиманская (Глюкля)
Александр Скидан
Кирилл Шувалов

2.
На страницу поэта Инны Лиснянской добавлена книга стихов «В пригороде
Содома» (2002)
http://www.vavilon.ru/texts/prim/lisn2.html
На страницу поэта Елены Фанайловой добавлена книга стихов
«Трансильвания беспокоит» (2002)
http://www.vavilon.ru/texts/fanailova7.html

3.
Образовались два «народных» адреса:
www.actsamizdat.narod.ru (поэтический бюллетень АКТ) и
www.actualpoetry.narod.ru (Тамара Буковская, Валерий Мишин).
Заходите.

4.
Начиная с мая 2003 года, каждую среду подвал «Бродячая Собака»
совместно с московским клубом и издательством «Проект ОГИ»,
проводит первые в Петербурге соревнования поэтов «Русский Слэм».
Турниры подобного рода давно и с огромным успехом проводятся
во всем мире, два года назад усилиями московских литераторов,
критиков, журналистов в Москве появились похожие
соревнования, получившие фирменное название «Русский Слэм».
Они получили огромный резонанс у широкой аудитории, что было
детально зафиксировано и освещено во многих изданиях,
в частности известным писателем и критиком В. Курицыным
на собственной интернет-странице.
Теперь «Русский Слэм»появится и в Петербурге.
Инициаторы этой акции — продюсерский центр «Бродячая Собака»
в лице Дениса Рубина и оргкомитет «Русского Слэма» в лице
В. Курицына, И. Фальковского, Н. Охотина.
По всем возникающим вопросам обращайтесь по телефону 3157764
С уважением Марина Самсонова и Денис Рубин.

5.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
МУЗЕЙ-КВАРТИРА АЛЕКСАНДРА БЛОКА

5 — 16 мая
Вадим Гусев
Выставка
В рамках празднования 300-летия Петербурга и 70-летия издательства «Детгиз»
в музее А. Блока пройдёт выставка Вадима Гусева, заключением которой станет
творческий вечер с исполнением стихов и песен художника.
Вадим Иванович Гусев (дядя Гусев) — петербургский художник, иллюстратор и
автор детских книг. На выставке можно будет увидеть много Гусевых: работы
автора, его семьи и учеников. Будут продаваться издания «Детгиза».
16 мая 2003 года выставка завершится творческим вечером, на котором автор
прочтёт свои стихи, споёт романсы собственного сочинения и поделится своими
размышлениями, рассуждениями, воспоминаниями и впечатлениями.
Автор родился в Петербурге давно, и на его глазах и вместе с ним жили и
творили многие более и менее известные писатели, поэты, художники. Среди
них — Виктор Голявкин, Глеб Горбовский, Олег Тарутин, Вольд Суслов, Олег
Григорьев. Знаменитые «Митьки» родились тоже на его глазах.
Сегодня дядя Гусев работает в области той же книги, живописи и поэзии.
Прибавилось пение. Когда смотришь, как Вадим Иванович исполняет свои
романсы, невольно вспоминается красота, сила и обаяние А.Н. Вертинского. О
Гусеве говорят: «Теперь так не любят и так не живут».

16 мая творческий вечер
Начало в 19.00

АДРЕС МУЗЕЯ: ул. Декабристов, д. 57
Справки по телефону 113-86-27, 113-86-31. Факс 113-86-27
Выходной день — среда

6.
из пресс-релиза

Татьяна Устинова — сравнительно молодой автор детективного жанра, но успешно
покоряющий сегодня сотни тысяч читателей. Она сделала успешную карьеру
трижды, каждый раз начиная практически с нуля: на телевидении, в
Администрации Президента, затем в Торгово-Промышленной палате. Сегодня она
поднялась к вершинам успеха четвертый раз за десять лет — уже на
литературной ниве. Ее имя известно многим. За 3 года издано 11 ее книг,
общий тираж которых уже превысил два миллиона экземпляров и готовится к
печати двенадцатая — роман <Седьмое небо>. Татьяну рвут на части
журналисты, а киностудии и телеканалы сражаются за право экранизации ее
произведений, и, что редко бывает, даже самые пристрастные литературные
критики дают положительные рецензии. С 23 по 25 апреля Т. Устинова приезжает
в Петербург, чтобы встретиться со своими читателями-поклонниками. Это ее
первый писательский визит на берега Невы.

(с) Дарья Суховей, 1997-2003

Обратный письменный usyskin@mail.wplus.net, устный и бумажный 346-19-12 (не
злоупотребляйте!!!)

Републикация запрещается. Распространять частно.
Партнёры — куратор Литературного клуба Дома Учёных, сотрудники Музея
Ахматовой, «Невостребованная Россия», пресс-секретарь Экс-«Лицея», газета
«На дне», телетекст канала ТРК «Петербург», «Борей-Арт», «Подвал Бродячей
Собаки», «Дрэли куда попало», «Институт Финляндии в СПб», частные лица.

При распространении информации рекомендуется ссылаться на «СПбЛитГид».