Санкт-Петербургский Литературный Гид
апрель 2000, зеркало
____________
*отражения версии — 1, 3, 6, 7, 8, 13, 14, 15, 18, 20, 27, 29 апреля
____________
Без предисловия.
Взгляд от 01.05.00
бк01.04.00 суббота 18.00 «Лицей»
Презентация журналов «Черновик» и «Reflection /куадусешщт»
[заметка Бориса Констриктора, опубликованная в «Питербуке» N5, 2000]
100 лет альманаху «Черновик»
Десант бывших киевлян, обрушившийся на Петербург в начале апреля, напомнил
расслабленным литераторам конца столетия о его бурном энергетическом начале.
Ось «Север — Юг» угодила в салон «Лицей» (организовала акцию питерская
киевлянка Лариса Березовчук).
«Крещатик» из Германии (Борис Марковский), «Отражение» из Чикаго (Рафаэль
Левчин), «Черновик» из Нью-Йорка (Александр Очеретянский). В рамках этой
заметки мы ограничимся одним из этих трех «сюжетов», альманахом «Черновик».
Он начал выходить с 1989 года. Редакторами двух первых номеров были
Александр Очеретянский (главный) и Владимир Меламедов (литературный). 51,2%
предоставил из своего архива анфан терибль питерского подполья, создатель
эпоса «У голубой лагуны» Константин Кузьминский. Затем в разные годы
редакторами альманаха становились Сергей Бирюков (из Тамбова, ныне — в
Германии) и Александр Горнон (СПб). Но безусловно главной движущей силой
«Черновика» был и остается сам Александр Очеретянский. Достаточно подержать
на весу комплект из четырнадцати вышедших к настоящему времени номеров,
чтобы прочувствовать масштабы содеянного грибником из Нью-Джерси (см. его
последнюю книгу стихов «Растительный мир животных». М., 1999).
С самого начала альманах пытался обручить рисунок и слово. К последнему
номеру эти партнерские отношения зашли столь далеко, что Очеретянский
окончательно порвал с традицией и объявил примат «смешанной техники» (сокр.
эСТЕт). Отныне это издание будет тиражировать только тексты, в которых
границы жанров размыты окончательно и бесповоротно. Вход предоставлен лишь
алхимикам. Торжество духа эксперимента. Таков проект будущего.
Если же вспомнить о славном прошлом, то простое перечисление петербуржцев,
промелькнувших или регулярно появлявшихся на страницах альманаха, займет
слишком много места. А ведь есть еще Москва, Россия, СНГ и Зарубежье: все
это вобрал в себя «Черновик». И, как верно заметил на вечере 1 апреля в
«Лицее» Дмитрий Григорьев: «Каждый номер «Черновика» — это целое». Тайна
целого заключена в создателе и издателе этих уникальных томов Александре
Очеретянском, который бессменно тянет эту ношу более десяти лет. В такого
рода деятельности один год идет за десять. Поэтому провозглашаем… (см.
выше).
[ещё одна заметка (Полины Копыловой) об этом событии опубликована в
«Литературном курьере» N4 (9), апрель 2000]
03.04.00 понедельник 18.00 Редакция журнала «Звезда»
Вечер поэта Василия Бетаки (Париж)
~06.04.00 четверг 18.00 «Лицей»
Презентация журнала «Крещатик»
При полном зале выступали петербургские авторы седьмого номера с чтением
своих стихов, а во втором отделении — с речами и высказываниями — Мария
Каменкович, Виктор Кривулин и зам.гл. редактора Марк Нестантинер.
Интернет-версия журнала: www.kreschatik.demon.nl.
[заметка об этом событии опубликована в «Литературном курьере» N 4 (9),
апрель 2000]
дс07.04.00 пятница 19.00 Музей Ахматовой, видеогостиная
Дискуссия, завершившая семинар по русской неподцензурной литературе была
настолько же бурной, насколько тихими и академичными были заседания семинара
в течение года. Борис Рогинский зачитал вопросы (они публиковались в
ЛитГиде). Затем Борис Иванович Иванов сделал небольшой доклад о возрастной
протестности как движущей силе неофициальной культуры. Виктор Кривулин
выступил с критикой по вопросам — термин «неподцензурная литература» он счёл
неточным. Она — паракультурное явление. В то же время Кривулин прошёлся и по
поводу неподцензурной прозы — её общая сюжетная модель: человек живёт
советской жизнью, а потом с ним что-то происходит… Вячеслав Долинин сказал
о «двойном стандарте» в советской литературе. В результате между Долининым,
Кривулиным и Ивановым возник спор. Затем Лариса Березовчук на примере музыки
XX века, разрешений и запретов в этой сфере, изложила своё видение проблемы:
с конца 20-х до 50-60-х годов развития не было. Кривулин подтвердил, что в
литературе было то же самое. Сергей Стратановский высказался о маргиналах:
«Культуру европейскую создавали маргиналы — черновицкий еврей Пауль Целан, к
примеру. <...> Ощущение маргинальности и аутсайдерства, существовавшее в
70-80-е годы, было продуктивным». После чего разговор перекатился на
«сейчас», начиная от Пелевина, помянутого Стратановским, на что Алишер:
«Пелевин — это очень круто!», и заканчивая проблемой востребованности
ленинградской НЛ читателем.
Что мы сейчас имеем: несколько поэтов: Шварц, Стратановский, Миронов,
Кривулин… Оказалась ли успешной та стратегия, которая была у нас в те
годы? — это неотвеченные, риторические вопросы Кривулина.
Борис Иванов сказал, что будут выпущены справочник и антология по этому
периоду литературы.
Кривулин: «не точка, а многоточие».
вр08.04.00 суббота 19.00 «Борей»
Прошла презентация книг серии «Версия письма» издательства «Борей-Арт». В
серии уже вышли книги «Отковать траву» Павла Крусанова и «Соблазн и воля»
Александра Секацкого, готовится к изданию книга Евгения Звягина. Кроме того,
одновременно, и даже совместно издательство «Красный матрос» представило
свою новинку — книгу того же Е. Звягина «Татуированный граф», повесть о
знаменитом графе Толстом-Американце. В презентации книг приняли участие их
авторы, а также издатели Татьяна Пономаренко («Борей-Арт») и Михаил Сапего
(«Красный матрос») и многочисленные литераторы, журналисты и критики.
[ещё одна заметка об этом событии опубликована в «Литературном курьере» N4
(9), апрель 2000]
ss13.04.00 четверг 18.00 «Лицей»
Презентация книги стихов Евгения Антипова «Эклектика»
Театр начинается с вешалки. Поэтический вечер — и того прежде. Такого
количества припаркованных «mercedes’ов» и «landcruiser’ов» не видели, должно
быть, все литературные клубы Петербурга и Москвы вместе взятые. Публика на
презентации новой книги стихов Евгения Антипова соответствовала
автомобилям — банкиры, президенты фирм с такими знакомыми названиями, члены
правительства СПб и даже доверенное лицо Путина. Но и это не все. Кроме
«бизнесмена 1999 г.» была и персона, в своей номинации признанная «человеком
столетия». Впрочем, если учесть, что свое сорокалетие ровно два года назад
Е. Антипов праздновал в центре ЮНЕСКО, где вице-губернатор произносил тост в
честь юбиляра, — картина несколько проясняется. Вообще фигура Е. Антипова не
слишком характерна для петербургского поэтического бомонда. О его первой
книге «Клодия сестра Клодия», вышедшей несколько лет назад, читатель
(зритель) узнал из передачи на канале «Культура»; его книги имеют хождение в
Пушкинском доме и в московской VIP-тусовке; его творчество, похоже, более
известно в артистических кругах Лондона и Нью-Йорка, чем на берегах нашей
мутной Невы. Впрочем, все суета сует. А что же сами стихи? Е. Антипов
продемонстрировал слушателям довольно изощренную поэтическую технику.
Казалось, нет такого упражнения, которого этот автор не может выполнить.
Драматургия текстов плюс артистизм и высокая энергетика подачи позволили
Е.Антипову в течение часа держать зал в напряжении. И зал был полон.
дс14.04.00 пятница 19.00 «Амплитуда»
Презентация фестивального альманаха «Genius Loci»
Выступали петербургские авторы, кроме Сергея Стратановского (отсутствовал в
городе) и Ларисы Березовчук (?). Драгомощенко стихов не читал. Многие
вспоминали о фестивале в сентябре 1998 года, он был нескучный. Неожиданно
приехал Дмитрий Кузьмин из Москвы. Выступил с речью и прочитал три
стихотворения. Стихотворения опубликует кто-нибудь другой, мы же опубликуем
тезисы речи.
«Важное отличие Москвы от Петербурга — в Москве литературный вечер, и даже
фестиваль — не шоу, а элемент цеховой работы. Хорошо это или плохо — не
знаю, но такой подход освобождает от издержек. Это не есть публичная акция.
Нет смысла выдрючиваться.
То, что сказал Скидан, — чистой воды мифология. [Скидан наметил отличия
Петербурга от Москвы, противопоставив аутизм с герметизмом — работе с
разговорной речью; да и существенные различия скорее статусного, чем
эстетического характера — внутри Москвы («такие разные поэты как Сапгир и
Давыдов»). Ещё один камень в огород Скидана — найденное общее у него с
Данилой
Давыдовым: «За своё презрение / к литературе // автор расплачивается / ещё
большей // зависимостью / от литературных приёмов» (Скидан, прочитано на
вечере); «Ах, я устал, я устал уже, / устал словесности сопротивляться»
(Давыдов, «Конструкт», есть в «GL»). Причём оба эти текста являются чуть ли
не программными, по крайней мере, достаточно важными для авторов.]
Разговорная речь vs метафизика — иллюзия, вызванная составом: не участвовали
ни поэты Малой
Садовой, ни Даша Суховей; не было Седаковой. В обоих городах представлена
вся
палитра, различны лишь пропорции.
В мегаполисе не может быть местной школы.
Фестиваль поэзии вообще — вредная утопия. Антология должна быть задана как
концептуальный проект. Репрезентативность возможна, когда мы твёрдо
определяем участок работы».
На этом тезисы речи Кузьмина оказались исчерпаны, отметим, что критике «GL»
оказался подвергнут и со стороны Аркадия Блюмбаума (в адрес Ильи Кукулина,
бравшего интервью у Кривулина: «надо фильтровать базар» [Кривулин по поводу
этой статьи высказался, что не несёт за неё никакой ответственности], а
также
в адрес Юлии Скородумовой, у которой в альманахе опубликовано подражательное
Бродскому стихотворение). Ещё с критикой выступали Георгий Ермолин и
Валерий Шубинский.
~15.04.00 суббота 17.30 «Лицей»
Демонстрация перо-техники
Это был поэтический турнир; Александр Смир одержал победу в нём.
[заметка об этом событии опубликована в «Литературном курьере» N 4(9) за
апрель 2000]
дс18.04.00 вторник 18.00 Музей Ахматовой
Объединение «Северная лира» проводит художественное действо «На каменных
отрогах Пиэрии». Участвуют поэты: Наталья Романова (стихи из книг «Машина
наваждения», «Публичные песни» и др.), Светлана Друговейко (Стихи из книги
«Рукоделье») и Георгий Ермолин («Слово» — поэма по мотивам «Слова о полку
Игореве» и избранная лирика). Вечер ведёт Георгий Медведев.
Решительно непонятно, почему вечер назывался именно волошинской цитатой.
Георгий Ермолин и Георгий Медведев — одно и то же лицо, но я запуталась,
какое из них настоящее. Георгий Медведев читал стихи Георгия Ермолина
наизусть, по временам говоря о нём: «я». Потом он держал пространную речь о
Наталье Романовой. Потом читала Наталья Романова — пару стихотворений из
первой книжки (Борей, 1994). После 4-х текстов из книги «Публичные песни»
(Борей, 1999) [тексты этой книги восходят к традиции поэтики уличных песен и
романсов — обязательно ужасный сюжет (секс, ненависть, убийства), связанный
с современными реалиями (как советскими, так и постсоветскими: коммуналки,
шавермы), не очень рифмованное, но ритмизованное построение, ну и
соответствующая лексика — от просторечно-диалектной до обсценной] одна из
слушательниц возмутилась: «Может, хватит в таком музее читать такие стихи!»
Невзирая на это, Романова продолжила из «ПП», а завершила двумя текстами из
готовящейся книги под названием «Письма от Морозова».
Во втором отделении зал поредел, но прозвучали стихи Светланы Друговейко из
собранной 15 лет назад, но авторской волей так и не изданной книги
«Рукоделье».
Георгий Ермолин в заключение вечера прочитал поэму. Заключения не
получилось, потому что одна из слушательниц стала читать стихотворную
рецензию на творчество Натальи Романовой.
[ещё одна заметка об этом событии опубликована в «Литературном курьере» N4
(9), апрель 2000]
сс20.04.00 четверг 18.00 «Лицей»
Кэнди Малахаев и Андрей Григорьев-Ноябрь влекут действие (определение самих
участников акции) «Весна. Поэзия. Познание.» (Самодефрагментация). Элемент
самодефрагментации, как выяснилось, выразился в долгих перерывах в чтениях и
в исчезновении некоторых текстов (имитация работы не вполне исправного
компьютера). Постконцептуалистская поэтика Андрея Григорьева-Ноября
(подчёркнуто графоманские тексты с неожиданными, но предсказуемыми
брутальными включениями) довольно вяло коррелировала с текстами Кэнди
Малахаева, созданными в русле традиции т.н. «конкретной поэзии». Акционный
элемент, присутствовавший в чтениях, свёлся к тому, что Кэнди Малахаев
расположил свои тексты примерно по трети помещения и обращался к Андрею
Григорьеву-Ноябрю как к некоему условно главному лицу, «президенту» акции.
Чтениям сопутствовала дискуссия, в которой приняли участие куратор «Лицея»
Евгений Антипов, Тимур Кекиликов, Тимофей Животовский, Сергей Соколовский и
др. На вопрос о наиболее значимых для него литературных влияниях Кэнди
Малахаев выделил поэтов «Лианозовской школы», в первую очередь Игоря Холина.
На многочисленные заявления о том, что то, чем они занимаются, вообще не
имеет отношения к поэзии, участники акции не прореагировали.
дс27.04.00 четверг 18.00 «Лицей»
Вечер поэта Геннадия Айги (Москва)
Он начался с излишне пафосной речи Ларисы Березовчук, после которой слушать
поэта стало очень трудно. Березовчук говорила, что Айги выступал в СПб 11
лет назад; что Айги — чувашский поэт, пишущий на русском языке; что Айги —
поэт-модернист; что Айги — поэт мирового масштаба. Потом она зачем-то
противопоставила Айги Бродскому. Сказала о том, что он работает с
синтаксисом, что синтаксис у Айги сложный. Нынешний визит Айги в Петербург
связан с изданием в «Лимбус Прессе» книги прозы, воспоминаний. Сам Геннадий
Айги читал стихи, написанные с 60-х по 90-е годы. Вначале чтения он чуть
вспоминал о встрече с Бродским в кафе «Север» в 1962 году. Поэтике Айги
свойственны особый ритм свободного стиха, неравносложные, или вообще
односложные, или служебные, слова. Всё простое и белое. Стихи о природе,
снеге, весне, простых вещах, окружающих человека, нет, даже, вполне себе
существующих без него. Чтение стихов длилось около 40 минут при полном зале.
Среди вопросов, заданных в конце, выяснилось из ответов Айги, что Виктор
Куллэ, редактор «старого» «Литературного обозрения» получил разрешение на
публикацию стихов Красовицкого (было известно, что Красовицкий, приняв сан
священника, отказался от своих стихов и запретил их публиковать).
дс29.04.00 суббота 19.00 «Амплитуда»
Беседа с Джеромом Ротенбергом, американским поэтом, изобретателем
этнопоэтики, знаменитым гуру контр-культуры и психоделики 60-70-х,
автором-составителем многочисленных антологий, в том числе милленнаристской
энциклопедии мировой поэзии ‘POEMS FOR THE MILLENNIUM’.
Мощнорекламному кураторскому заголовку этой заметки мы противопоставим лишь
то, что на самом деле вечер в «Амплитуде» проходил скромнее, а Джером
Ротенберг, кроме того, чтобы беседовать с залом, прочитал несколько
стихотворений, не нуждающихся в переводе и носивших скорее акционный
характер, то есть сопровождались свистом и погрохатыванием принесённого
поэтом с собой реквизита. Здесь же можно добавить, что он сразу запомнил
русское слово «круто!», крикнутое кем-то из публики как реакция на
стихотворение. Джером Ротенберг читал стихи, основанные на двухлетнем
пребывании в резервации индейцев; дадаизме; снах и «выдуманное» (он там не
был, он просто мог бы там родиться, но родился уже в Америке) стихотворение
о Польше в 1939 году — на двух языках: американском английском и идиш.
Авторы материалов:
~пересказано присутствовавшими / читано в газетах / видено по TV/ найдено в
Интернете
дс — Дарья Суховей
бк — Борис Констриктор
вр — Вадим Романов
ss — Станислав Шуляк
сс — Сергей Соколовский
(с) Авторы текстов, 2000
(с) Дарья Суховей, сбор и редактирование информации, 2000
Возражения и уточнения на usyskin@mail.wplus.net.
Републикация запрещается. Распространять честно.